За последнее время стало появляться слишком много сигналов о том, что власть ищет любые пути сближения с религиозными институтами и при этом разменной картой выступает образование. В большей степени - высшее, но уже на уровне школы покушение церкви на образование становится все заметнее.
Ректорское сообщество не сопротивляется - очевидно, многогрешным ректорам даже выгодно получить церковную индульгенцию, отпущение и прощение, за те колоссальные прегрешения, которые происходят в ВУЗах. Взятки при поступлении в ВУЗ стали бытовым явлением, частью семейного бюджета абитуриента. Родители, чьи дети оканчивают школу, заранее откладывают деньги уже не столько на репетиторов, сколько на взятку либо прямо лицам, принимающим решение, либо, что чаще всего, окольным путем, через `проверенных` и `доверенных` лиц. А ректоры, все как один, удивленно разводят руками: ну покажите мне хоть одного - и я немедленно уволю, выгоню, растопчу и проглочу!
А в Интернете публикуются расценки, и каждый член приемной комиссии знает о существовании механизма `приема`.
Так что сближение церкви и ВУЗов - по крайней мере объяснимо, поэтому так настойчиво проводится идея введения преподавания курса теологии и вообще наличие теологических кафедр и факультетов в государственных университетах. Более того, Министерство образования намерено ввести государственный стандарт на преподавание теологии.
Замечательно! Государство не только допускает религию в образование, но и регулирует содержание религиозного образования, устанавливая государственный (!) стандарт. При установленной конституцией и законом светскости образования государственный орган управления образованием не только не препятствует проникновению религии в просвещение (не просто в просвещение, а в образовательные учреждения - государственные), но и демонстрирует свою вовлеченность в религиозное образование, устанавливая стандарт.
То, с какой легкостью представители церкви овладели административным ресурсом образования, на меня лично производит очень сильное впечатление. Для того чтобы административно узаконить инновационное образование, пришлось пройти трудный и длинный путь, пока наконец эвриканские экспериментальные площадки не получили ведомственное признание и федеральное финансирование из средств Федеральной программы развития образования. И сейчас при каждом удобном и неудобном случае представители руководства ведомства, правда, уже не сам министр, к его чести, выражают плохо скрытое раздражение тем, что инновационные проекты, представленные сообществом, имеют государственную поддержку.
"Мы не вполне представляем себе эффективность этой сети" ... - многозначительно произносят то начальники управлений, то кто-то из заместителей министра.
Но тогда вполне резонно спросить: а какова будет эффективность от поддержки религиозного образования в светской школе? И кто будет нести ответственность за то, что в многоконфессиональной стране, где традиционно представлены и православие, и мусульманство, и иудаизм, и католицизм, Правительство в лице Минобразования демонстративно поддерживает лишь одну конфессию, настойчиво пробивая ей дорогу в школу?
Создается устойчивое впечатление, что власть и церковь составили дружественный союз, что само по себе гораздо лучше, чем многолетнее преследование властью служителей культа и разрушение храмов и веры.
Но могу ли я надеяться при этом, что как законопослушный гражданин, работающий в сфере образования и ведущий светский образ жизни, я смогу получать образование и давать другим образование в условиях светскости?
Могу я иметь право, гарантированное мне к тому же государством, что образование будет нейтрально по отношению к религии? Что школа останется независимой от религии?
Или теперь уже директорами школ, или начальниками гороно, или министрами образования будут становиться только те, кто получил церковное благословение?
Ведь уже зовут батюшку освящать только что построенные банки, супермаркеты, школы...
Россия - страна, в которой школа - по Конституции - светская и нарушать эту светскость опасно. Стремление руководителей образования угодить неожиданно ставшей богобоязненной власти, стремление доказать, что религиозная `модернизация` возможна и в образовании, может обернуться резким усилением религиозной реакции, столкновением различных конфессий и их соперничеством за школу. И надо честно сказать, сегодня школьные управленцы стоят перед очень трудным выбором: власть, и местная и федеральная, постоянно демонстрируют преклонение перед церковью. Педагогическая власть вторит политической. А что делать директору или начальнику управления? А учителю?
Мировая практика уже давно нашла самый безопасный выход из этого положения: надо разрешить конфессиям иметь свои школы, разрешить сеть воскресных школ, а если отцы церкви хотят иметь непосредственный контакт с детьми - то при доброй воле родителей дети могут прийти в церковь. Или в мечеть. Или в синагогу. Или в костел.
Но в школу дети ходят не за верой, а за знанием.
Что, согласитесь, не всегда одно и то же.
Александр Адамский |