Цели:
Дать основные характеристики политического лидера, исторического прошлого и современности, показать роль лидеров в России в настоящее время.
Использовать материал для мотивации на приобретение и совершенствование лидерских качеств, стремление себя реализовать.
Подготовительная работа:
Проведение анкетирования учащихся 10-11-х кл.
Вопросы анкеты:
Кто такой лидер? Есть ли он среди нас?
Какими качествами должен обладать лидер?
Какова его роль в школе?
Девиз лидера.
Краткое содержание занятия:
На доске написаны высказывания:
"Хотите подчинить себе других, начинайте с себя!"
Вовенарг, французский мыслитель
"Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей, в этом, и ни в чем ином, состоит его задача".
Ф. Ницше, немецкий философ
Учитель: Что объединяет приведенные выше высказывания?
Сформулируйте тему нашего разговора.
В ходе обсуждения ребята ставят проблемные вопросы для обсуждения:
1. Кто такой лидер? Каким ему быть в современной России?
2. Почему одни управляют, а другие исполняют их предписания?
3. Кто дает право лидеру руководить?
Кто такой лидер? Ребята анализируют анкеты учащихся, выясняют понимание понятия "лидер"; необходимость лидеров в школьной жизни для того, чтобы полнее выразить интересы каких-либо групп, повести за собой для реализации общественно значимых идей.
Учитель: Лидер, руководитель, менеджер. Эти понятия одинаковые по смыслу?
Ребята отвечают, что главное качество лидера - четкое видение цели, которая другим представляется в туманных очертаниях или не видится вовсе. Основные качества менеджера (управляющего) - эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную цель.
Кто становится лидером?
Ученик: Осенью 1611 г. в село Мугреево Суздальского уезда смоленские дворяне приехали к князю Дмитрию Пожарскому с просьбой встать во главе ополчения. Он и земский человек Кузьма Минин стали руководителями правительства Второго ополчения, принялись разрабатывать план борьбы с польскими и шведскими интервентами.
Интересы общества и цели лидера совпали. Пожарский и Минин сумели наиболее полно выразить идею, объединяющую все социальные группы. Так рождаются великие люди, настоящие лидеры.
Учитель: Попытайтесь сформулировать девиз, которому следовали эти лидеры.
Ребята обсуждают предложенные варианты:
"Один в поле воин"
"Один за всех, все за одного!"
"Только вперед!"
Окончательный вариант: "Если не я, то кто же?".
Учитель: А у наших молодых людей, когда их просят о чем-то, вырывается вопрос: "А почему именно я?". Именно ответ на этот вопрос и характеризует активную и пассивную позицию. Тот, кто стремится меньше сделать и больше получить, никогда не станет лидером.
Рефлексия: С какой целью я сюда пришел?
Вывод: Тот, кто четко сформулировал цель, кто в жизни следует девизу "Если не я, то кто же?" - может претендовать на роль лидера, другие являются кандидатами в лидеры.
Черты политического лидера
Перечень характерных свойств пополняется в ходе обсуждения.
Интеллект;
организаторские способности;
воля, смелость;
способность влиять на других;
умение понимать людей;
нравственная зрелость;
гибкость;
отсутствие излишних переживаний.
Учитель: Существует несколько типов лидерства.
1-я группа учащихся анализирует лидерские качества императоров Дома Романовых, приходит к выводу, что многие цари не только обладали чертами лидера, но и право на лидерство приобретали благодаря своему происхождению и привычке подчиняться, которая основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству.
Это - традиционное лидерство
2-я группа учащихся рассказывает о народовольцах (А. Желябов, С. Перовская и др.), об их качествах характера. При помощи учителя ребята делают вывод о лидерстве харизматическом.
Харизма - понятие, обозначающее у лидера способность произвести впечатление на большинство людей.
Учитель: Я однажды прочла, что великие события - это свадьба между человеком и временем. Скажем, революционные события вначале выдвинули множество различного рода лидеров, которые ложными лозунгами могли увлечь за собой толпу.
Многие лидеры-фанатики чувствуют ситуацию и знают, как ее использовать. Давайте проследим, приведет ли смена общественного строя к изменению типа лидерства. Наши бабушки, дедушки помнят политических деятелей прошлого. Многие из них до сих пор не могут согласиться с тем, что большинство таких руководителей нанесли огромный вред России.
Учитель: Привели ли политические изменения после 1953 г. к смене типов лидера?
Ученики перечисляют факты, относящиеся к времени правления Хрущева и Брежнева. Учащиеся выводят главную формулу успеха лидера: Слово + дело = результат - общее благо.
Новое время востребовало новых лидеров, которые могут осмыслить современные политические реалии и найти способы их решения.
Татьяна Секирова,
учитель граждановедения,"Учительская газета" |