Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Портрет политического лидера". 10-11-е классы
<<назад

Цели:
Дать основные характеристики политического лидера, исторического прошлого и современности, показать роль лидеров в России в настоящее время.
Использовать материал для мотивации на приобретение и совершенствование лидерских качеств, стремление себя реализовать.

Подготовительная работа:
Проведение анкетирования учащихся 10-11-х кл.
Вопросы анкеты:
Кто такой лидер? Есть ли он среди нас?
Какими качествами должен обладать лидер?
Какова его роль в школе?
Девиз лидера.

Краткое содержание занятия:
На доске написаны высказывания:

"Хотите подчинить себе других, начинайте с себя!"
Вовенарг, французский мыслитель



"Цель человечества лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей, в этом, и ни в чем ином, состоит его задача".
Ф. Ницше, немецкий философ



Учитель: Что объединяет приведенные выше высказывания?
Сформулируйте тему нашего разговора.
В ходе обсуждения ребята ставят проблемные вопросы для обсуждения:
1. Кто такой лидер? Каким ему быть в современной России?
2. Почему одни управляют, а другие исполняют их предписания?
3. Кто дает право лидеру руководить?

Кто такой лидер? Ребята анализируют анкеты учащихся, выясняют понимание понятия "лидер"; необходимость лидеров в школьной жизни для того, чтобы полнее выразить интересы каких-либо групп, повести за собой для реализации общественно значимых идей.
Учитель: Лидер, руководитель, менеджер. Эти понятия одинаковые по смыслу?
Ребята отвечают, что главное качество лидера - четкое видение цели, которая другим представляется в туманных очертаниях или не видится вовсе. Основные качества менеджера (управляющего) - эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную цель.

Кто становится лидером?
Ученик: Осенью 1611 г. в село Мугреево Суздальского уезда смоленские дворяне приехали к князю Дмитрию Пожарскому с просьбой встать во главе ополчения. Он и земский человек Кузьма Минин стали руководителями правительства Второго ополчения, принялись разрабатывать план борьбы с польскими и шведскими интервентами.
Интересы общества и цели лидера совпали. Пожарский и Минин сумели наиболее полно выразить идею, объединяющую все социальные группы. Так рождаются великие люди, настоящие лидеры.
Учитель: Попытайтесь сформулировать девиз, которому следовали эти лидеры.
Ребята обсуждают предложенные варианты:
"Один в поле воин"
"Один за всех, все за одного!"
"Только вперед!"
Окончательный вариант: "Если не я, то кто же?".
Учитель: А у наших молодых людей, когда их просят о чем-то, вырывается вопрос: "А почему именно я?". Именно ответ на этот вопрос и характеризует активную и пассивную позицию. Тот, кто стремится меньше сделать и больше получить, никогда не станет лидером.
Рефлексия: С какой целью я сюда пришел?
Вывод: Тот, кто четко сформулировал цель, кто в жизни следует девизу "Если не я, то кто же?" - может претендовать на роль лидера, другие являются кандидатами в лидеры.

Черты политического лидера
Перечень характерных свойств пополняется в ходе обсуждения.
  • Интеллект;
  • организаторские способности;
  • воля, смелость;
  • способность влиять на других;
  • умение понимать людей;
  • нравственная зрелость;
  • гибкость;
  • отсутствие излишних переживаний.

    Учитель: Существует несколько типов лидерства.
    1-я группа учащихся анализирует лидерские качества императоров Дома Романовых, приходит к выводу, что многие цари не только обладали чертами лидера, но и право на лидерство приобретали благодаря своему происхождению и привычке подчиняться, которая основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству.
    Это - традиционное лидерство
    2-я группа учащихся рассказывает о народовольцах (А. Желябов, С. Перовская и др.), об их качествах характера. При помощи учителя ребята делают вывод о лидерстве харизматическом.
    Харизма - понятие, обозначающее у лидера способность произвести впечатление на большинство людей.
    Учитель: Я однажды прочла, что великие события - это свадьба между человеком и временем. Скажем, революционные события вначале выдвинули множество различного рода лидеров, которые ложными лозунгами могли увлечь за собой толпу.
    Многие лидеры-фанатики чувствуют ситуацию и знают, как ее использовать. Давайте проследим, приведет ли смена общественного строя к изменению типа лидерства. Наши бабушки, дедушки помнят политических деятелей прошлого. Многие из них до сих пор не могут согласиться с тем, что большинство таких руководителей нанесли огромный вред России.
    Учитель: Привели ли политические изменения после 1953 г. к смене типов лидера?
    Ученики перечисляют факты, относящиеся к времени правления Хрущева и Брежнева. Учащиеся выводят главную формулу успеха лидера: Слово + дело = результат - общее благо.
    Новое время востребовало новых лидеров, которые могут осмыслить современные политические реалии и найти способы их решения.



    Татьяна Секирова,
    учитель граждановедения,

    "Учительская газета"

  •  
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru