Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Попытка физиологического обоснования поурочных тестов
<<назад
 1  2 


Но это так называемый европейский подход к обучению. Известен и другой. Условно можно назвать его "азиатским". В соответствии с ним учеников, наоборот, учили "не думать". Их учили, полностью отключившись от внешних раздражителей, почувствовать(!) нужный ответ, результат или проблему. Методы отключения были различными: и химическое воздействие (например, реакция на запахи), и гипноз, и сосредоточение (медитация). Этот нерациональный, чувственный способ обучения связан с работой нашего правого полушария головного мозга. Именно оно способно к такому способу получения и обработки информации. Не об этом ли говорит тот факт, что у физиков, математиков встречается понятие красивой, изящной формулы, то есть верной, правильной. А объяснить, в чем заключается ее красота, они не могут. Часто говорят наоборот: "Чего-то в формуле не хватает, уродливая она" (значит, неправильная). По-видимому, у них работает в данном случае не только левое полушарие, но и правое.

Работа мозга по-прежнему остается большой Загадкой. Давно известно, что люди, у которых работает лучше правое полушарие (оно чаще включается), легко поддаются внушению (гипнозу) в отличие от тех, у которых левое полушарие является ведущим. Это значит, что мозг способен к получению информации и таким странным способом. А раз природа нам дала два "мозга" (правое полушарие и левое, которые работают по очереди), то, наверное, их надо тренировать в тех режимах, в которых им предназначено работать природой. И детей надо учить, особенно в раннем возрасте, как гуманитарным дисциплинам, так и техническим. И не спешить с ранней и модной сейчас специализацией, ожидая, когда оба полушария мозга потренируются и способности проявятся достаточно определенно. А способности стоит тренировать с помощью разнообразных тестов, предназначенных и для левого полушария (обычные тесты, требующие рассуждения и запоминания), и для правого ("эмоциональные" или "психологические" тесты).

И хотя современные системы "европейского" образования приспособлены только к левому полушарию (Р. Сперри, физиолог, нобелевский лауреат), для правого полушария тоже есть возможности "проявить себя". Даже привычные тесты позволяют это. Многолетний опыт автора показывает, что довольно часто ученики выбирают нужный ответ не потому, что знают или подумали, а потому, что, как они говорят, он им кажется "хорошим" или, наоборот, "плохим". Они все равно что-то чувствуют, даже когда просто пытаются угадать ответ. Вероятно, происходит неосознанный (чувственный) выбор, основанный на особенностях построения фразы. Играет роль даже такая мелочь, как различие в количестве слов в вариантах ответа. Ответ, отличающийся слишком малым или слишком большим количеством слов, кажется подозрительным. Другими словами, учится работать и правое полушарие тоже. А результаты обучения стоит оценивать опять с помощью тестов, только теперь с помощью зачетных, обобщающих (не поурочных, хотя и они годятся). Как гласит русская народная пословица, "кашу маслом не испортишь".



Сергей Дикарев
учитель биологии школы N 262
Москва

"Учительская газета"

 1  2 
 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru