Конфликты учеников и учителей... В их основе лежит `человеческий фактор`: дети не могут быть всегда послушными, а их наставники - терпеливыми. Не все школьники горят желанием учиться, как и не все учителя -добросовестно выполняют свои обязанности. `Тупой` предметник `топит` наглого выскочку-отличника, а непоседа мешает вести урок педантичному педагогу. Вариантов множество. Но в любом случае конфликт разрастается как снежный ком: ребенка поддерживают одноклассники и родители, за учителя единым фронтом выступает педколлектив во главе с директором... Жертвами конфликтов в любом случае становятся дети.
Школа должна обучать и воспитывать. Можно ли вообще исключить конфликтные ситуации из школьной жизни?
По-видимому, нет. Директор заинтересован, чтобы его школа по успеваемости и дисциплине выглядела не хуже других в районе и городе; проблемные дети ему ни к чему. Учителя хотят тратить на учеников как можно меньше времени, чтобы оставались силы на подработку (зарплата в школе по-прежнему невысока). К тому же многие школьные работники уверены, что их дело - давать знания, а за воспитание детей отвечает семья. Родители же нередко идеализируют своих отпрысков и склонны обвинять педагогов в нерадивости.
Конфликты нельзя считать своеобразными `болезнями роста` и нельзя не придавать им особого значения. Такие ситуации нельзя пускать на самотек. От психологических травм, полученных в школьные годы, большинство людей страдает всю последующую жизнь. Ребенок может стать неуверенным в себе, депрессивным и безынициативным. Либо - агрессивным, эгоистичным, отвергающим социальные нормы и авторитеты.
Поэтому важно не раздувать конфликт, а суметь погасить его в зародыше. Чем быстрее он будет погашен, тем меньший стрессовый след в жизни вашего ребенка оставит.
Можно сказать, что любые критические ситуации в школе - это экзамен на социальную зрелость личности. Естественно, жизненный опыт ребенка невелик, поэтому ему необходима ваша поддержка.
Чтобы помочь ребенку, родители должны уяснить, что они не должны решать за детей их школьные проблемы, мешая им тем самым приобретать собственный адаптационный опыт. Что греха таить, далеко не всех своих учителей мы вспоминаем с благодарностью и любовью. Но школа - это как бы прообраз `большой` жизни, которая сводит нас не только с приятными и интересными личностями. Тем не менее, мы должны уметь общаться со всеми: людьми разного возраста, социального и культурного уровня. Объясните детям, что и у вас на работе бывают напряженные ситуации, и вы также решаете их - успешно или не очень, что проявлять терпимость и психологическую гибкость нужно всегда, в любом возрасте.
В то же время не устраняйтесь от детских проблем, напоминайте своему чаду: `Что бы ни случилось, я на твоей стороне, я тебя люблю`. Не кричите, никого не обвиняйте, а попытайтесь разобраться в том, что происходит, поищите позитивный выход из ситуации. Ваше дело - обсудить проблему, дать совет, может быть, вместе обратиться за помощью к психологу.
В конечном счете, решение каждого конфликта требует от нас развития терпимости, доброты, умения встать на позиции другого человека. Учите ребенка признавать свою неправоту - это признак силы, а также умению прощать обиды, извлекать уроки. Чувству юмора, наконец.
Как быть с педагогом-обидчиком, во власти которого находится ребенок?
Нельзя забывать, что учитель - живой человек со своими слабостями, имеющий собственные симпатии и антипатии, которые, к счастыо, не остаются неизменными.
Иногда бывает достаточно поговорить с учителем по душам - искренне, доброжелательно, чтобы его отношение к вашему отпрыску изменилось в лучшую сторону. В идеале нужно относиться к учителям и в первую очередь к классному руководителю ребенка как к важным деловым партнерам: иметь стратегию и тактику отношений, активно подтверждать позицию союзника в воспитании. Рекомендуется обязательно ходить на родительские собрания, даже если боитесь там услышать неприятные для себя вещи. После собрания вы можете остаться и наедине с учителем обсудить назревшую проблему. Избегайте обвинений, оценок, агрессии, занимайтесь доброжелательным обменом мнениями, обсуждайте общие задачи относительно интересов ребенка.
Если у вашего отпрыска не сложились отношения с жестким, консервативным педагогом, следует учесть, что, с одной стороны, такие люди любят власть, с другой стороны, легко власти подчиняются. В таком случае желательно действовать через школьную администрацию - завуча или директора. Но и здесь следует не выяснять отношения, не давить, а советоваться и просить содействия.
Как бы то ни было, не бывает таких конфликтов, которые нельзя решить мирным путем, если только есть желание и терпение. Чего не сделаешь в интересах ребенка! |