До этого дети рассматривались как маленькие взрослые, которые просто еще многого не знают и не умеют. Но сейчас это своеобразие и фундаментальное значение детства опять оттесняются на задний план. Это происходит под предлогом `требований современности` и `защиты прав ребенка`. Полагается, что с маленьким ребенком можно обращаться так же, как со взрослым: его можно учить чему угодно (а он может и должен усваивать нужные знания), ему можно объяснять нормы и правила поведения (а он должен их усваивать), от него можно ждать целесообразности и ответственности (а он должен оправдывать наши ожидания).
Считается, что ребенок, так же как взрослый, имеет право на юридическую помощь, на политическое самоопределение, он может пользоваться благами цивилизации, и, конечно же, он может и должен использовать все возможные технические средства. Сажая малыша перед телевизором, родители полагают, что он, так же как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так.
Вспоминается эпизод из одного западного фильма, в котором молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома, неумело хлопочет по хозяйству, а ребенок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг `кино` кончается и ребенок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном стиральной машины, в котором крутится и мелькает цветное белье. Ребенок резко замолкает и спокойно смотрит на новый `экран` с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор. Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие восприятия экранного изображения маленьким ребенком: он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые как магнитом притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать малышу все богатство мира. Ему уже все равно, куда смотреть, - только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность:
Главное право ребенка - это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребенка.
Суть этого закона заключается в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит только в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции ребенка - его интересы, переживания, представления - первоначально существуют не внутри самого ребенка, а в пространстве между ребенком и взрослым. При этом взрослый не навязывает ребенку какие-то свои представления или ценности, а вместе с ним строит его внутренний мир, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными. Окружающие маленького ребенка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний.
Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно; можно прекрасно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые; можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов. Внутреннюю, культурную суть вещей ребенок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог, настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности. При поддержке и помощи взрослого малыш сам начинает пробовать себя в разных видах деятельности и чувствовать свои возможности. И только потом открытые и опробованные вместе со взрослым человеческие представления, ценности, переживания входят в психическую жизнь ребенка и становятся для него `своими`.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном живом общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, а внутренний мир ребенка - пустым.
|