Все это многократно подтверждено не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. Правда, до последнего времени эти факты поставляла в основном система закрытых детских учреждений - домов ребенка и детских домов. Дети, лишенные семьи, т.е. полноценного общения с близкими взрослыми в раннем детстве, в большинстве своем существенно отличаются от своих сверстников, которых воспитывают родители. Их отличают общее недоразвитие личности, которое выражается в нарушениях речи, отсутствие интереса к занятиям, слабая концентрация, сниженная эмоциональность, отсутствие сопереживания, импульсивность и ситуативность поведения, отсутствие инициативы, низкий уровень фантазии и воображения, несамостоятельность и стереотипность мышления, слабая ориентированность на будущее и пр.
Не правда ли, перечень этих особенностей очень похож на тот, что был приведен выше? Но если 10-15 лет назад эти симптомы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они распространяются на нормальных `семейных` детей. Данные симптомы являются следствием одной болезни - недостатка личностного, субъектного общения с близкими взрослыми.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их воспитателем.
Елена Смирнова,
доктор психологических наук,
преподаватель Московского психологического института |