Требовательность его доходит до жестокости. Самое главное качество Петра - любовь к Родине, вся его деятельность направлена во славу ее.
4. Писатель-реалист воссоздает историю в ее правдоподобности. Через весь роман проходят картины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Толстой показывает поборы, налоги, бесчисленные мобилизации, притеснения со стороны сильных. Перед нами представители народа: Цыган, Илюшка, Дехтярёв, Федька Умойся Грязью, Овдоким, Андрей Голиков и др. Писатель показывает выносливость, силу, стремление к вольной жизни, удаль и мужество русского народа. Народ - источник энергии, ума, таланта. "Мироед", "Антихрист" - так окрестились в народе Петра. Но народ в Петре видит и необыкновенного царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого, пытливого, простого в обращении, отважного в бою.
Народ - главная сила истории, участник преобразований эпохи. Его трудом создавались величие и мощь русского государства.
5. В области языка исторического романа А. Толстой был подлинным новатором. Он создал новый тип исторического романа, сохраняющего аромат далёкой эпохи, ее краски, её колорит. Автор поставил перед собой задачу воспроизвести народную, живую речь Петровской эпохи. Он изучал частные письма, "пытошные записи" /следственные дела/, различные документы. Он вводит в повествование историзмы, архаизмы, фразеологические обороты, характерные для того времени, но пользуется ими очень осторожно, не затрудняя чтения. В языке романа отражаются те культурные сдвиги, которые были характерны для эпохи, например, использование иноязычных слов. Столкновение новой моды и старозаветного боярского быта. Создает неповторимый комический эффект.
Излюбленные приемы А. Толстого - "внешний "жест" и "точка зрения".
"Внешний жест" - поза, движение, взгляд, выражение лица. Через них передается душевное состояние героя, его настроение, его невысказанные мысли.
"Точка зрения" или "луч зрения" - показ событий не с точки зрения автора, а с точки зрения кого-либо из героев, участников события / их может быть и несколько/.
Роман "Петр Первый" дает нам почувствовать, что и мы живем в истории, что она не прерывается. Его будут читать и в том историческом времени, что продолжается после нас.
Краткие выводы:
I. Алексей Толстой стал известным с появлением произведений из быта заволжских помещиков /цикл рассказов "Заволжье", "Судаки", "Хромой барин"/.
Подлинную жизнь он увидел во время Первой мировой войны, когда был военным корреспондентом. От бытописателя дворянства он поднялся до одного из крупнейших писателей 20 века.
В 1919 году А. Толстой эмигрировал за границу. В эмиграции написал "Детство Никиты", роман "Сестры" /первая часть трилогии/.
2. А. Толстой прекрасно знал историю России, в своих произведениях часто обращался к историческим событиям. Особенно привлекала писателя личность и эпоха Петра. 1929-1945 годы - работа над романом "Петр Первый".
3. В романе нашли отражение 25 лет истории России, связанные с деятельностью Петра первого. А. Толстой показал роль великой личности в истории, прогрессивное значение внешней и внутренней политики Петра I в начале 18 века. Писатель отмечает личностные качества царя-реформатора, самое главное - любовь к Родине.
4. Писатель-реалист воссоздает историю в ее правдоподобности. Показывая картины нищеты, бесправия народа, писатель вместе с тем подчеркивает, что народ - главная сила истории, участник преобразования эпохи Петра. Его трудом создавались величие и мощь русского государства.
5. А. Толстой создал новый тип исторического романа, сохраняющего колорит далекой эпохи. В языке романа отразились те культурные сдвиги, которые были характерны для эпохи. Столкновение новой моды и старозаветного боярского быта создает неповторимый комический эффект. Излюбленные приемы А. Толстого "внешний жест" и "точка зрения".
"Внешний жест" - поза, движение, взгляд, выражение лица, через которые передается душевное состояние героя, его невысказанные мысли.
"Точка зрения" - показ событий не с точки зрения автора, а с точки зрения кого-либо из героев, участников события.
|