ВЕДУЩИЙ. Осознание себя гражданином своей отчизны неотъемлемо от знания истории, культуры, традиций и обычаев своей Родины. ВЕДУЩАЯ. Верно. И забвение уроков истории всегда чревато плачевными последствиями. Поэту А. Гафурову принадлежат строки: `Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки`. ВЕДУЩИЙ. Уроки истории - это всегда уроки гражданственности. Вот только мы - не всегда прилежные ученики. (Ведущие или учитель истории проводят викторину по истории. От обыкновенного опроса учеников она должна отличаться интересно подобранными вопросами. Они должны относиться в большей мере к истории родного края. Отличившимся в викторине вручаются призы. Исполняется номер художественной самодеятельности по тематике вечера.) ВЕДУЩАЯ. Много славных сынов взрастила и воспитала Родина. Рассказ о них мог бы продолжаться часами. Но мы расскажем только об одном из достойнейших граждан своего Отечества. ВЕДУЩИЙ. А.Н. Радищев писал о нем: `Прославиться всяк может подвигами, но ты был первый`. ВЕДУЩАЯ. А.С. Пушкин в `Отроке` о нем писал так: ` Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря : Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака! Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы: Будешь умы уловлять, будешь помощник царям! ВЕДУЩИЙ. Ф.И. Тютчев говорил: `Имя основателя и отца русской литературы и поэзии по праву принадлежит этому великому человеку. Натура по преимуществу практическая, он был рожден реформатором и основателем`. ВЕДУЩАЯ. Цитирование можно было бы продолжить. Но остановимся. Вы, конечно же, догадались, что речь идет о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Имя М.В. Ломоносова пользуется всенародной любовью и глубоким уважением как имя, составляющее в ряду других великих имен мировую славу русской науки и культуры. ВЕДУЩИЙ. Напомним только некоторые страницы жизни великого гражданина, сына своего Отечества.
родился в 1711 году в крестьянской семье; в 1730 году уходит с обозом в Москву продолжать учение; 1731 год: зачислен учеником в Московскую Славяно-греколатинскую академию; 1734 год: обучается в Киево-Могилянской академии; 1735 год: в числе лучших двенадцати учеников отправлен в Петербургскую Академию наук; 1736 год: в числе лучших трех учеников послан за границу для изучения горного дела. ВЕДУЩАЯ. В 1741 году Ломоносов возвращается в Петербург. Его зачисляют в штат сотрудников Петербургской Академии наук адъюнктом физики. Но то, чем он занимается, выходит за рамки не только должности, но и одного направления в науке. В 1744 году он заканчивает работу над первым вариантом книги по ораторскому искусству `Краткое руководство к Риторике`. В 1745 пишет диссертацию `О причине теплоты и холода`, утверждается профессором химии Академии. Через три года Ломоносов формулирует `всеобщий закон природы` - закон сохранения материи и движения. После его длительных хлопот построена первая в России химическая лаборатория. ВЕДУЩИЙ. Помимо научных трудов Ломоносов пишет трагедию `Тамира и Селим`, представленную при дворе. Выходит из печати сборник его стихов и прозы. Закончена первая мозаичная картина Ломоносова, в 1755 году он завершает работу над `Российской грамматикой`, составляет проект организации Московского университета. ВЕДУЩАЯ. Трудно найти область, в которой Ломоносов не оставил бы свой значительный след: физика и химия, литература и искусство, горное и морское дело - вот далеко не полный перечень сфер приложения его сил, его таланта гения, самоотверженности патриота. Его ли судьба - не пример для подражания тем, кто сегодня вступает в самостоятельную жизнь. (Исполняется стих М.В. Ломоносова `Я знак бессмертия себе воздвигнул`.) Устами движет Бог: я с ним начну вещать. Я тайности свои и небеса отверзу, Свидения ума священного открою. Я дело стану петь, несведомое прежним! Ходить превыше звезд влечет меня охота. И облаком нестись, презрев земную низкость. ВЕДУЩИЙ. Мы говорили об истории и культуре, о правах и обязанностях в глобальном, общечеловеческом смысле этого слова. А еще есть права, а точнее сказать - правила и обязанности человека в быту. И они - не мелочь. Они характеризуют гражданина как личность, умеющую жить в обществе культурных людей. Эти правила не даются нам от рождения, они не закреплены ни в каких декларациях или хартиях. Они усваиваются людьми в повседневном общении, посредством постоянной работы над собой. Вы понимаете, о чем идет речь? Сейчас мы это проверим. Я буду ставить вас в ту или иную ситуацию, а вы, как люди культурные и воспитанные, найдете правильный выход из нее. Причем ситуации для парней и девушек будут чередоваться. Согласны? Тогда...
|