Цель: объяснить /понять/ "логику жизни" в произведениях В. Шукшина
План:
1. Роман "Любавины"
2. Киноповесть "Калина красная"
3. Тревожные раздумья о смысле жизни в рассказах В. Шукшина
4. Идея "праздника души"
5. Доброта. Жалость. Правда
Нам про душу не забыть: Мы один
раз, уж так случилось, живем на земле. Ну
так и будь ты повнимательнее друг к
другу, подобрее.
В.М. Шукшин
1. Интерес к личности и судьбе Василия Макаровича Шукшина обусловлен кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев. Это художник, выросший на народной почве. Для Шукшина деревня - не столько географическое понятие, сколько социальное, национальное и нравственное. Он считает, что нет проблем чисто деревенских, а есть общенародные, общегосударственные. Еще студентом ВГИКа Шукшин задумал роман "Любавины". В основу книги будущий писатель собирался положить семейные предания. В родном алтайском селе Сростки он проводил все каникулы, встречался со старожилами, которые хорошо помнили события гражданской войны и коллективизации.
"Мне хотелось рассказать об одной крепкой сибирской семье, которая была вовлечена в прямую и открытую борьбу с Новым... И она погибла..." Одну из бед деревни Шукшин увидел в том, что проводить в ней новую экономическую политику доверили людям, далёким от сельских нужд. Квалифицированные рабочие на своем производстве, они совершенно не знали села и абсолютно не учитывали в своей работе психологию потомственных крестьян. .Людей отучали от своей собственности и от артелей. Новые формы хозяйствования на селе насаждались не столько с целью улучшения крестьянской жизни, сколько для изъятия хлебных запасов. Насилие только озлобляло крестьян.
2. Иван Любавин, вернувшийся на Алтай после тюремной отсидки, близок герою киноповести "Калина красная" - Егору Прокудину. Шукшин не считал таких людей, как Иван и Егор, потерянными для общества. Как и Ивана, Проку дина тянуло к своим истокам, к земле, ему хотелось пахать и сеять. Только Прокудину это возвращение давалось намного труднее. Его глубже в свое время затянуло уголовное окружение. Чтобы выбраться из него, требовалось большое мужество. И здесь опорой Прокудину -стала трудовая крестьянская семья, в которой он очутился. Именно в этой среде окрепло его нравственнее здоровье, возросло доверие к людям, проявилась открытость характера.
3. Чаще всего в основе рассказов Шукшина - происшествие, случай, эпизод. Начала и концы у него нередко условны, незамкнуты. Нет сюжета в привычном понимании. Писатель исследует человека в момент душевного напряжения, сдвига, надлома, когда человек обращает свой взор на себя, задумывается над своей судьбой. Человек уже спел песню своей жизни, но, считает, спел ее плохо: "Жалко - песня-то была хорошая." Вот герой рассказа "Верую!" Максим Яриков. Ему становится тесно в привычных рамках, жизнь оказывается сложнее того, что он о ней думал. Он чувствует дисгармонию, обеспокоенность, "болит душа! " Поп, с которым Яриков ведет истинно русский разговор о смысле бытия, о душе человеческой, что жизнь - воплощение земной мудрости: "Бог есть. Имя ему - Жизнь:Это- суровый, могучий Бог. Он предлагает добро и зло вместе."
4. Герои Шукшина часто чувствует глубокую неудовлетворённость, мечутся, ищут. Жаждут не просто праздника, а "праздника души". Характерный пример - рассказ "Миль пардон, мадам!". Герой рассказа Бронька- Пупков хочет самоутвердиться посредством лжи. Его выдуманная судьба - попытка хоть в фантазии ощутить себя незаурядной личностью. Это и есть его "праздник души", выплеск растревоженной души.
5. Особое место среди человеческой ценности занимает у Шукшина доброта: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Увы, доброе начала подчас сталкиваются со злом и обуславливает гибель того, кто верит в добро. Вот рассказ "Охота жить". Шукшину хочется понять, почему человек иногда стол ненасытен и зол, почему ему "охота жить" любой ценой. Шукшин отдает предпочтение героям, у которых пульсирующая, живая душа. В них привлекает писателя искренность, открытость, какая-то незащищенность. Для них жизнь - чудо, время добра или зла. В них нет корысти, расчета, в них неистребимы идеальные порывы.
В мире Шукшина рядом с добром стоит жалость. Это писатель, который возвеличил Жалосгь: "Мать - самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное - вся состоит из жалости. Отчего народ поднимается весь в гневе, когда на пороге враг? Оттого, что всем жаль всех матерей, детей, родную землю. Жалко!"
Шукшин не скрывает своей жалости - участливого отношения к близким ему героям: это Никитич /"Охота жить"/, Егор Прокудин /"Калина Красная"/, Ефим Валиков /"Суд"/, Митька /"Сильные идут дальше"/ и другие.
И ещё - у Шукшина обостренное чувство Правды, требование " полной правды о человеке", какой бы "горькой и жестокой она ни была". Поэтому писатель помнит о слабостях и изломах даже своих любимых героев, чтобы, ни дай бог, не возникло ощущения нежизненности характеров. Самая отрицательная оценка для Шукшина-художника - "лживый фильм", "лживый роман".
Василии Шукшин унаследовал от русской литературы высокую гражданственность, понимание того, что судьба художника и судьба народа и родины неразделимы.
Краткие выводы:
1. В основе романа "Любавины" - семейные предания Шукшиных. Одну их бед деревни Шукшин увидел в том, что проводить в ней новую экономическую политику доверили людям, далеким от сельских нужд. Людей отучали от своей собственности и от артелей. Новые формы хозяйствования на селе насаждались не столько с целью улучшения крестьянской жизни, сколько для изъятия хлебных запасов.
2. Герой киноповести "Калина красная" Игорь Прокудин возвращается после тюремной отсидки. Шукшин не считал таких людей потерянными для общества. Егора тянуло к своим истокам, к земле. Он порывает с прошлым. Это стоило Егору жизни.
3. Писатель в своих рассказах исследует человека в момент душевного напряжения, сдвига, надлома, когда человек задумывается над судьбой. Это хорошо видно на примере героя рассказа "Верую!" Максима Ярикова".
4. Герои Шукшина часто чувствуют глубокую неудовлетворенность, мечутся, ищут, жаждут "праздника души". Пример Бронька Пупков из рассказа "Миль пардон, мадам".
5. Особое место среди человеческих ценностей занимает у Шукшина доброта: жизнь только тогда будет прекрасна, когда люди будут делать добро друг другу. Рядом с добром стоит жалость - участливое отношение близким к нему героям.
У Шукшина обострённое чувство правды "полной правды о человеке". Василий Шукшин унаследовал от русской литературы высокую гражданственность, понимание того, что судьба художника и судьба народа и Родины неразъединимы.
Ф. Максудова,
учитель литературы,
г. Казань, РТ |