Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Умение учиться как условие успешности учащихся периода детства
<<назад

Тема непрерывного обучения становится всё более актуальной не только в России, но и во всём мире. Это объясняется целым рядом причин, прежде всего, серьёзными изменениями в структуре социальной сферы и социальных отношений.
Для России тема непрерывного образования сравнительно новая. Чем же обусловлена её актуализация на сегодняшний день? Думается, это не только мода, объясняемая ориентацией на западные приоритеты и образцы в экономике и культуре. Потребность в непрерывном обучении детей, начиная с 3-летнего возраста, продиктована целым рядом взаимосвязанных педагогических и социальных факторов.

  • Во-первых, динамичные перемены в социальной сфере требуют развития ряда навыков, формирование которых необходимо начинать с 3-летнего возраста. Это, прежде всего навыки, связанные с развитием коммуникативной сферы ребёнка, как основы становления социальной компетентности в будущем. Современная познавательная активность часто идёт вразрез с коммуникативной сферой. Поэтому ранняя подготовка к школе и процесс непрерывного развития ребёнка, начиная с 3-летнего возраста, помимо педагогических задач, способствует воспитанию социально здоровой личности.

    Заметим, что при рассмотрении задач непрерывного образования нельзя не обратить внимания на прагматический аспект жизни подрастающего ребёнка - его будущую профессиональную успешность, способность включиться в жизнь постоянно меняющегося социума, овладеть необходимыми приёмами деятельности, поменять профессию, если потребуется. Динамичность человека, способность избегать негативных последствий жизненных решений зависит также в немалой степени от того, насколько сформирована его коммуникативная сфера и посредством её развития социальные навыки ребёнка. Безусловно, эмоциональные нарушения, комплексы, зародившиеся в дошкольном возрасте и не определённые вовремя, не скорректированные, не замеченные педагогами, воспитателями, родителями, оказывают негативное влияние на целостность личности, её социальную компетентность. Этих негативных искривлений развития индивидуальности вполне можно избежать, уделяя внимание развитию коммуникативной сферы ребёнка в условиях непрерывного образования.

  • Во-вторых, усложняющаяся школьная программа требует серьёзной готовности ребёнка к школе. На этом неоднозначном факте хотелось бы заострить внимание. Так называемая подготовка ребёнка к школе незаметно стала фактом нашей жизни. Поступление ребёнка в школу всё чаще называют, не иначе, как `психотравмирующей ситуацией`, причём как для самого ребёнка, так и для его семьи. Болезненность ситуации многократно увеличивается именно с возможностью выбора образовательного учреждения, что зачастую порождает нездоровый ажиотаж вокруг так называемых элитных школ, да и остальных тоже. Трудно сказать, кто является инициатором `гонки`. С одной стороны как грибы растут многочисленные курсы, группы по подготовке к школе. С другой стороны социальный запрос и личные амбиции родителей. Приятно думать, что ребёнок уже в дошкольном возрасте может обучаться на таком уровне: считать, читать и не только по-русски и т.д.

    В результате сегодня мы сталкиваемся весьма часто с образовательными учреждениями, предлагающими углублённую подготовку детей. В них, конечно, не ставится задача достижения таких примитивных результатов, как обучение дошкольников счёту, письму и чтению. Чаще всего в программе таких учреждений заявляется о развитии творческих способностей, самостоятельности и инициативы, повышении общего уровня знаний и пр. Выглядит звучно и привлекательно, но, по сути, преимущественный упор по-прежнему делается на овладение абстрактной информацией, что для настоящего развития малоэффективно. `Натаскать` ребёнка в условиях систематических занятий можно в любой области знания, но насколько ему необходимо это достижение именно сейчас?..

    Поразившись тому, что ребёнок многое может, мы торопимся сказать, что он это должен делать, и закладываем в программы дошкольной подготовки почти школьное содержание. Промчавшись `галопом по Европам` и нагрузив ребёнка во многом не нужным ему багажом, мы упускаем много нужного и необходимого. В итоге к началу школьного обучения у него обнаруживаются существенные пробелы в опыте живых представлений об окружающей действительности, не развиты познавательные процессы, а его преждевременные знания, как правило, не достигают необходимой глубины понимания и не обеспечивают полноценного развития ребёнка и затем свободного вхождения его в социум. В положенное время те же самые знания будут усвоены легко и быстро, а всё, что раньше времени, лишь растрачивает заложенные в ребёнка от природы ресурсы. Поэтому нужна продуманная программа действий, обеспечивающая с одной стороны подготовку детей к школе, организацию и содержание перехода их в первый класс и далее в среднюю школу. С другой стороны развитие ребёнка на всех ступенях обучения, а не постоянную подготовку к очередному этапу жизни. Здесь идея непрерывного образования является наиболее важной.

    Данный процесс непрерывного образования, по нашему мнению, должен ориентироваться преимущественно на две сферы личности - коммуникативную (сферу опыта межличностного общения) и сферу познавательно-мыслительной активности. Это двуединый процесс, и в отрыве друг от друга эти сферы не могут успешно развиваться и обеспечивать интеллектуальный и социальный прогресс личности.

    Итак, раннее и непрерывное образование ребёнка, начиная с 3-летнего возраста, ориентируется на его возрастные особенности и воспринимает задатки ребёнка как базу формирования его познавательной и коммуникативной активности. И, значит, позволяет решать задачи современного образования, ориентирующегося на достижение учеником социальной компетентности.
    В процессе непрерывного обучения и воспитания формируется активно познающий мир человек. Именно в этом задача непрерывности обучения ребёнка, начиная с возраста активного складывания самосознания человека.
    Тема непрерывного образования является относительно новой и перспективной, поэтому будет дальше изучаться и практически апробироваться на базе нашей гимназии. Результаты этой работы будут излагаться в научно-методических сборниках гимназии, на семинарах и педагогических чтениях.



    Каменских Ирина Геннадьевна

  •  
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru