Школа должна быть не только передним краем модернизации образования, но и воспитывающей средой, ядром которой является сам `образовывающийся` ребёнок. Отсюда возникает необходимость сочетания базового школьного образования с дополнительным образованием. Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и общеобразовательных потребностей детей. Это, в свою очередь, позволяет замкнуть весь учебный процесс на личностном развитии, комплексно охватить и развить каждого ребёнка в соответствии с его талантами и желаниями. Свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста. Оно имеет значительный педагогический потенциал и выступает зачастую главным фактором жизненного выбора. В процессе такого образования возможно создание ситуации успеха для любого ученика, что благотворно сказывается на воспитании его личностного достоинства. Дополнительное образование даёт возможность сочетать досуг с различными формами образовательной деятельности, решая проблему занятости детей, профилактики их девиантного поведения. Есть категория учеников, не склонная к академическому обучению. Дополнительное образование позволяет создавать условия, удовлетворяющие образовательные потребности этих детей и их родителей. Структура этого направления работы в гимназии `Корифей` пока несложная. Это цикл художественных студий, спортивных секций, предметных объединений, кружков, клубов по интересам, факультативов. Занятия ведутся по расписанию второй половины дня. Все они имеют общие характеристики:
каждое занятие имеет цель, конкретное содержание; любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов; построение занятия осуществляется в определённой логике, зависящей от его цели и типа. С 2002-2003 учебного года на базе гимназии организуется Открытый факультет - центр дополнительного образования детей и взрослых, предлагающий членам школьного сообщества предпрофессиональные либо профильные предметы по выбору, а также интенсивные языковые программы, пользовательские курсы, тематические `кейсы`, общеразвивающие лекции, встречи, досуговые и оздоровительные мероприятия. При этом учебные группы могут быть разновозрастными, сформированными под актуальную тему или персону. Целью дополнительного образования является максимальное самовыражение и социальная адаптация каждого ребёнка, формирование духовно-богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности. Используются проектные и программно-целевые формы работы; реализуются комплексные программы: `Школа социального действия`, `Музей - школа - музей`, `Основы информационных технологий в музееведении`, `Скала совета` и др. Это даёт возможность решать социально-педагогические задачи: духовно-нравственное наполнение среды; предупреждение духовной пустоты; моделирование целостной системы воспитания взрослых и детей в социуме; создание единого образовательного комплекса. Особенности дополнительного образования: гимназисты приходят на занятия в свободное от основной учёбы время; обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); всем обучающимся предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий, переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу и т.д.); учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединённых общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Демократичность общения способствует процессу социализации личности, приобретению навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений. В итоге можно задаться вопросом: а дополнительно ли дополнительное образование? То есть, не является ли оно для многих детей основным условием самореализации и будущего профессионального выбора?.. Шавкунова Лариса Львовна |