Цель: показать /понять/основные проблемы романа, его значение в нашей жизни.
План:
1. Методическая достоверность изображаемых событий.
2. Человек и наука - одна из важнейших проблем романа.
3. Противоборство добра и зла в романе.
4. Символика романа.
1. Работая разъездным корреспондентом "Комсомольской правда" Владимир Дудинцев встречался с людьми творческого труда, судьбы которых складывались нелегко. Известность начинающему писателе принёс роман "Не хлебом единым", в котором говорилось о борьбе творческое личности с бюрократической машиной, это был 1956 год - время, когда в биологии сложилась драматическая ситуация. Роман вызвал бурный читательский резонанс. Многие читатели, среди которых были биологи, понесли автору свои дневники и документы. В материалах биологов вырисовывалась общая научная ситуация того времени. Примерно через два года Дудинцев почувствовал, что сама жизнь представила ему интереснейший материал для новей книги. Так возник замысел романа "Белые одежды", который увидел свет через тридцать лет после написания. В 1988 году за это произведение Владимиру Дудинцеву была присуждена Государственная премия.
2. Человек и наука - одна из самых болезненных проблем современности. Поэтому, хотя роман отражает события прошлых лет, он очень злободневен.
В романе показана борьба двух направлений в биологии: лысенковцев и вейсманистов-морганистов. Лысенковщина привела многих к большим жизненным драмам. "Народный академик" Трофим Денисович Лысенко выдавал себя за последователя Мичурина, свое направление объявил "новым", "революционным", отвергая то, что было сделано в науке до него, зачёркивая научные достижения зарубежных ученых. Дорогу лысенковщине расчистили Сталин и его сподвижники, репрессиями обескровив общество в интеллектуальном плане. Во главе науки оказались невежды, умевшие только жонглировать цитатами из классиков марксизма-ленинизма.
В романе "Белые одежды" "народный академик" Касьян Демьянович Рядно даже внешне похож на Лысенко. И также,как Лысенко, он не выводил новых сортов, а присваивал чужие, выдавая болезнь дерева за достижение мичуринской науки. Академик Рядно умел увлечь не искушенную молодежь с помощью всевозможных дешёвых эффектов. Так заседания ученого совета он проводил прямо на поле, научные работники рассаживались на земле, во время лекций он "нечаянно" вытаскивал из кармана платок с землей, якобы попавшей в карман, когда он "по землянкам лазил". Сапоги, косоворотка, простое обращение ("сынки", "ребятки"), простонародные слова и выражения, показная забота "батьки" - все поначалу располагало к нему. Карьеристов, вроде Саула Брузжака, Краснова, Шамковой, очень устраивала такая удобная для них позиция: "батька" продвигал их, помогал печататься. Но передовые ученые не могли не понимать, что такая "мичуринская" наука не даёт никаких нужных результатов, что, прикрываясь именем Мичурина, делают карьеру невежды и фанатики, настоящие ученые переходили на позиции настоящей науки.
3. Владимир Дудинцев говорил так о главной задаче своего романа: "Хотел воору жить человека, независимо от того, рабочий ли он, биолог, филолог или крестьянин, "инструментарий Добра". Очень много в романе говорится о противоборстве добра и зла. Здесь и споры на эту тему, и живые примеры проявления добра и зла. Добро должно быть действенным. Носители добра - это те, кто несет людям радость, истину, пользу, это Стригалёв Иван Ильич, ученый-генетик и селекционер. Он создает новые сорта картофеля. Но его деятельность противоречит официально признанному направлению, поэтому он идет на большой риск, он уже побывал в тюрьме и опять подлежит аресту. Скрываясь, Иван Ильич продолжает заниматься любимым делом: "Радость, радость мы хотим дать людям Чудесные сорта!" Ему помогает Федор Иванович Дежкин. Это молодой учёный, кандидат наук, некоторое время был "правой рукой" академика Рядно. Он узнает об активной работе подпольного кружка ученых-генетиков. Не раскрывая своего настоящего лица, он много делает для развития науки. Когда Стригалёв был арестован, Федор Иванович самоотверженно доводит его работу до конца, становится как бы вторым Иваном Ильичом, его двойником, Дёжкин все время на передовой линии, он вступает в "смертный поединок" с академиком Рядно. Выдержка и самообладание помогают Федору Ивановичу выстоять Помогает и то, что он не одинок, у него есть единомышленники.
Многие страницы романа посвящены любви. Любовь предъявляет к человеку большие требования, заставляет расти духовно в физически, добиваться, кажется, невозможного Большая любовь - удел только носителей Добра. Федор Иванович бросает курить, несмотря на свою давнюю привычку, когда видит, что это неприятно любимой девушке. Чистые, радостные отношения связывают его с Леной - его женой и соратницей.
4. Роман учит и настоящей дружбе, проверенной жизнью. У Страгалёва и Дежкина - общее дело, общие взгляды, это "люди в белых одеждах", о которых автор сказал:"...незримые чистые одежды высоконравственных людей, печать добра на их лицах". "Люди в белых одеждах не могут представить себе спокойной, беззаботной жизни. Их счастье трудное, полное самоотверженности и страданий.
Писатель поразил зло, сорвал с него маски и показал нам людей в сияющих одеждах, одержимых большим делом. "Безумстве храбрых, безумство добрых", - - вот что воспел Дудинцев в "Белых одеждах".
Роман учит быть преданным тому делу, которому вы собираетесь посвятить свою жизнь, учит действовать а любых условиях. Этим он современен.
Краткие выводы:
1. Замысел романа "Белые одежды" возник у В. Дудинцева после читательского резонанса, вызванного в 1956 году романом "Не хлебом единым". Многие читатели, среди которых были биологи, принесли автору дневники и документы. В материалах биологов вырисовывалась драматическая ситуация в науке, сложившаяся в 50-е годы.
2. Человек и наука - одна из самых болезненных проблем современности. В романе показана борьба за настоящую науку, против лысенковщины, приведшим к многим жизненным драмам, дорогу лысенковщине расчистили Сталин и его сподвижники, обескровив репрессиями общество в интеллектуальном плане.
3. В романе много споров о добре и зле, приведены живые примеры. Добре должно быть действенным. Носители добра - это те, кто несёт людям радость, истину, пользу. Это Стригалёв, Дежкин и их соратники в трудной борьбе. Настоящая дружба и любовь - удел только носителей добра.
4. Название романа символично - "Люди в белых одеждах" - высоконравственные люди, отмеченные печатью добра. Их счастье трудное, полное самоотверженности и страданий.
Роман учит быть преданным своему делу, учит действовать в любых условиях. Этим он современен.
Литература:
Д. Иванов. "Что позади?"
Ф. Максудова,
учитель литературы,
г. Казань, РТ |