Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Психологический портрет подростковой субкультуры
<<назад

Многочисленные социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашей стране в последние годы, повлекли за собой изменение традиционных стандартов культуры, изменение ценностей и установок, образа жизни всех слоев общества. В первую очередь новые веяния коснулись, естественно, молодежной субкультуры. На смену советским стандартам жизни и культуры приходят новые, зачастую заимствованные с Запада, такие как наркотики, разные сексуальные связи, рэйверская (кислотная) музыка. В психологической литературе очень мало работ, изучающих эти вопросы, что делает актуальной проблему изучения молодежной субкультуры в психологическом аспекте.

Целью настоящего исследования являлось комплексное рассмотрение взаимоотношений личности старшеклассника с микро- и макросоциальной средой, выявление основных тенденций и проблематики современной подростковой субкультуры.

В качестве теоретической модели данной работы была использована теория отношений личности В.Н.Мясищева. Исходя из этой теории и соответственно целям исследования была разработана анкета, содержащая 89 вопросов и модифицированный вариант методики самооценки Дембо-Рубинштейна.

Анкета подразделяется на 5 основных разделов :

  • Система отношений подростка с его `социальным пространством`, которое включает: мать, отца, сестер, братьев, сверстников и учителей.

  • Степень доверительности подростков, открытости социальным контактам со значимым окружением.

  • Раздел, условно названный `Аддиктивное поведение` изучает проблему употребления алкоголя, наркотиков, курения, а также сексуальную сферу.

  • Отдельные аспекты `образа Я` подростков.

  • Самооценка.

    В связи с небольшим количеством испытуемых (23 человека) удалось провести лишь качественный анализ результатов.

    Тем не менее, был выявлен ряд интересных и важных моментов.

    У 6-классников поверенным в их делах является мамы. 9-классники же полностью своих проблем не доверяют никому из родителей. Отсюда видно, что в 6 классе подросток еще не отделился от семьи и групповое мнение не является для него столь же авторитетным как для школьников старших классов. Однако и 6-классники и 9-классники хотели бы чаще обсуждать свои проблемы с родителями и сверстниками. При этом ребята отмечают такие отрицательные черты, как безразличие, ненадежность, эгоизм, лживость, ограниченность интересов!

    В ряде причин, которые мешают подросткам в доверительном контакте со значимыми людьми, был обнаружен интересный факт. Оказывается, открытости ребят 9 класса с отцами мешает мнение, что они могут справиться сами. Мам же они не хотят `загружать проблемами`.

    Таким образом, можно говорить о том, что складывается довольно интересная социально-культурная тенденция, когда подростки не считают возможным `загружать` родителей своими проблемами, генерируя в себе похвальное стремление справиться самому.

    Безусловно, подобное представление о своей самостоятельности является следствием негативистко-протестных подростковых реакций, реакцией самоутверждения. Однако самостоятельность декларируется и на вербальном уровне. Все обследованные школьники (6 и 9 класс) на вопрос о том, на кого они надеются в достижении своих жизненных целей, ответили `на себя`.

    Алкоголь попробовали половина 6 и 9 класса. Однако 9-классники уже успели испытать состояние алкогольного опьянения. Из работ 9 класса видно, что курить табак сейчас не в моде. Зато наркотики пробовали половина 9-классников (вдыхали клей и курили различные травки).

    Очень интересным является сексуальный вопрос. В 6 классе (12 лет), исходя из ответов ребят, секса нет. И возраст для вступления в половые отношения колеблется, по их мнению, от 13 до 19 лет. В 9 классе из 12 обследованных человек в половые отношения на данный момент (15 лет) вступили 2 девушки и 5 юношей, т.е. половина опрошенных. Причем 4 из 7 впервые вступили в половые отношения в 13 лет, т.е. приблизительно в 7 классе, 3 ребят на данный момент сменили по 7 половых партнеров.

    Своим главным преимуществом перед окружающими 6-классники считают ум и доброту, а недостатком - лень. В 9 классе диапазон характеристик, отражающих преимущество, значительно возрастает, их описание становится более дифференцированным, что свидетельствует о возрастании степени зрелости личности. Однако двое подростков дали парадоксальные ответы. Своим недостатком перед окружающими они указали свою доброту и понимание, потому как в современной жизни они им мешают.

    Наиболее проблемными в самооценке оказались параметры трудолюбия, честности, внешности, доброты и уверенности в себе. В целом, в обеих возрастных группах самооценки высокие и неадекватно завышенные, заниженных самооценок не выявлено. Возможно, подобная ситуация может быть объяснена спецификой выборки, которую составили дети одной из частных элитных школ города.

    Выводы: в качестве вывода по работе можно отметить следующие тенденции развития подростковой субкультуры:

  • появление нового стиля взаимоотношений подростка со значимыми другими;

  • проблемы употребления алкоголя, наркотиков;

  • раннее вступление в половые отношения.


    Литература:

    Мясищев В.Н. `Личность и неврозы` Л., 1960.
    Бернс Р. `Развитие я-концепции и воспитание` М., 1986.

  •  
      Copyright © RIN 2002-.
      * edu@rin.ru