И студенты обязательно проходят специальный тренинг. Они должны уметь вести диалог с разными клиентами. Например, на прием привели ребенка. Диагностические тесты показали у него задержку психического развития. Только непрофессионал назовет родителям диагноз. Хороший специалист знает, как максимально помочь, не сделав больно. На дом все студенты получают задание: отточить только что освоенный навык на своих родственниках и знакомых, понаблюдать за реакцией собеседника`. Совершенно необходимо психологу и актерское мастерство. Преподаватели Московского института медико-социальной реабилитологии так и поздравляют студентов первого сентября: `С новым актерским сезоном!`. В Институте психологии им. Выготского Российского государственного гуманитарного университета считают, что в психологе должна гореть творческая искра. `Способность к импровизации - абсолютно необходимый навык в этой профессии - уверена Кравцова. Е.Е., директор института.- Знание готовых тренингов и тестов мало что стоит`. Вечная классика тоже может быть подспорьем для психолога. В рамках курса `Коммуникация с текстом` студенты учатся различать в многоголосице персонажей литературных произведений иногда еле слышимый голос автора. Впоследствии, противоречивые суждения клиента на приеме уже не собьют его с толку. Ведь зачастую люди сами не осознают, что их тревожит. 50% успеха консультирования - уметь правильно поставить диагноз, `сформулировать запрос`, как говорят сами психологи. Бывает и так. После нескольких консультаций с мамой, жалующейся на непослушного ребенка, порой оказывается, что на самом деле ее беспокоят отношения с супругом. На первый, второй рассчитайся Освоив главные тайны профессии, студенты переходят к специализации. Хотя деление это условно. Так, юридический психолог, который работает с совершившим преступлением взрослым человеком, явно исправляет ошибки школьного психолога, не заметившего в свое время проблемы с успеваемостью тихони-первоклассника. Основные клиенты медицинского, или клинического психолога - люди с серьезными проблемами со здоровьем, испытавшие стресс после катастроф, стихийных бедствий, страдающие от алкогольной и наркозависимости. Психологическая помощь для них не менее важна, чем медицинская. В лечении таких людей психолог работает совместно с врачом. Но исповедуют они разные взгляды. Медик лечит болезнь, а психолог - конкретную личность. Например, не сломанную ногу, а тревогу, которая естественно возникает у человека после физической травмы. Чтобы помочь человеку, нужно знать не только законы психики, но и сами болезни. Поэтому в программе обучения клинического психолога много медицинских дисциплин: физиология, общая патология, психиатрия, неврология, фармакология и анатомия. Чтобы быть с последней на `ты`, в некоторых ВУЗах придется даже покорпеть над латынью. А ну-ка, покажите мне душу Теория идет рука об руку с практикой. Здоровому человеку трудно представить себе положение больного. Отработать приемы работы с больными на обычных тренингах с однокурсниками невозможно. Остается одно - идти в больницы. Так, в теории ознакомившись с нарушениями поведения при кардиологической патологии, студенты начинают работать в специализированных отделениях. Орестова Е. В., декан факультета клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета: `Студенты отправляются на практику в отделения челюстно-лицевой хирургии, нейрохирургии, в госпиталь инвалидов войны, в кардиологические клиники, клинику детских болезней, клинику неврозов, психиатрические хирургические и урологические больницы. Под руководством преподавателя каждый курирует своего пациента, определяет его диагноз методом, например, цветодиагностики. По результатам практики студенты пишут отчеты, которые потом обсуждаются на занятиях`. :Третий, четвертый, пятый У каждого заболевания есть свой почерк, свои страхи. Так, дефекты в области лица рождают в человеке горькое чувство неполноценности. Тяжело бывает найти общий язык с больными с тяжелой почечной недостаточностью. Все это - повседневная работа клинического психолога.
|