В чем причина неуспеваемости учащихся - над этой задачкой придется корпеть школьному психологу. В его кабинет будут заглядывать дети и со своими личными проблемами. В подростковом возрасте они скорее готовы открыться постороннему человеку, нежели родителям. Сейчас чтением морали никого не увлечешь, а на призыв `Учиться, учиться и учиться` мало, кто отзовется. Психологу приходится проявлять изобретательность: исподволь, в ходе игр формировать у подростков потребность в новых знаниях. Леванова Е.А., декан вечернего и заочного отделения МОСПИ на базе МПГУ: `Студенты работают и в самых обычных школах, и в частных лицеях. Психолог должен уметь находить общий язык с разными учащимися. Не скрою, что в частных школах с подростками приходится труднее. Им многое дано. Но не всегда они могут адекватно воспринять эти привилегии. У них завышена самооценка`. Отдельная головная боль для психологов - лечить профессиональные болезни учительских коллективов. Замечено, что привычка воспитывать не только учеников, но и собственных мужей, детей и всех окружающих прививается уже спустя три года после пребывания в школе. Спасти в учителе человека - тоже задача психолога. У психолога, работающего с коллективами людей, так называемого социального психолога свои проблемы. Сообщества людей не всегда осознают свою потребность в психологической помощи. Профессионалы предупреждают: особенно рискуют здоровьем и безопасностью те, кто работает с неформальными сообществами. Там церемониться не будут. Бывали случаи, когда дело доходило до рукоприкладства. Противостояние `кто - кого` разворачивается и во вполне цивилизованных местах - в коммерческих фирмах, в тех же ВУЗах. Под влиянием коллективных тренингов разношерстные люди находят между собой общий язык, образуют команду. Руководитель с пониманием начинает относиться к опозданию своих подчиненных. А подчиненные прощают начальнику невинные чудачества. Только начало И вот, наконец, учеба окончена, знания приобретены, навыки получены. Однако наивно полагать, что из дверей ВУЗа выходят сложившиеся профессионалы. Путь едва начат. 3-5 лет после окончания ВУЗа - решающие. Чтобы психолог мог назвать себя успешным, ему необходимо завоевать авторитет в своей микросреде. На это уходят годы интенсивной практики. Только начало И вот, наконец, учеба окончена, знания приобретены, навыки получены. Однако наивно полагать, что из дверей ВУЗа выходят сложившиеся профессионалы. Путь едва начат. 3-5 лет после окончания ВУЗа - решающие. Чтобы психолог мог назвать себя успешным, ему необходимо завоевать авторитет в своей микросреде. На это уходят годы интенсивной практики. Самым сложным методом психотерапии считается психоанализ. Путь в психоаналитики особенно долог и занимает 6-10 лет непрерывного последипломного образования. Далеко не все могут его одолеть. В Высшей школе психологии при Институте психологии РАН ведется статистика своих выпускников. Так, каждый второй начинает работать психологом. И лишь половина из них остается в этой сфере. Ирина Анисова Журнал "Куда пойти учиться", N39 |