Как рассказал Белоусов А.А., заместитель декана юридического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН), популярность юридических специальностей основана на двух главных составляющих. В первую очередь, это востребованность юристов-практиков, способных работать в условиях рыночной экономики в любой области правовых отношений, будь то международные отношения, отношения государства и личности, компаний-партнеров, граждан и правоохранительных органов. Второй компонент - достаточно высокий уровень доходов. Юриспруденция находится на одном из самых `оживленных` перекрестков профессиональных путей. Поэтому в обозримом будущем для квалифицированных специалистов права всегда будет гореть зеленый свет. Так же считает Халевинская Е.Д., ректор Института мировой экономики: `Наряду с государственно-правовой специализацией, мы предлагаем студентам и гражданско-правовую. Выбравшие ее ребята потом гарантированно устроятся на хорошо оплачиваемую работу, даже не имея большого опыта. Во многих организациях, которые появились в последнее время, требуются юристы такого профиля. К тому же именно эта специализация постоянно подвергается изменениям. Если правоохранительные органы, да и судебная система (сколько бы об этом ни говорили) практически остались прежними, то адвокатура, нотариат развиваются. И дальше будет так же`. С другой стороны, из-за большого количества ВУЗов, предлагающих всем желающим получить юридическое образование, на сегодняшний день произошло перенасыщение рынка юристами со `средненьким` высшим образованием. Поэтому уже сейчас при трудоустройстве в частную компанию или государственные органы идет процесс селективного отбора сотрудников-юристов. Работодатели все придирчивее относятся к качеству полученного образования, больше смотрят не на оценки по предметам, а на практические навыки и профпригодность. И если раньше никто не интересовался ВУЗом, который закончил кандидат, то сейчас диплом престижного учебного заведения имеет большой вес. В психологии сегодняшние студенты отдают предпочтение таким направлениям, как `психология бизнеса и рекламы`, `организационное консультирование`, `психология управления и кадровые технологии`. Бывшие ранее очень популярными `возрастная психология` и `психологическое консультирование` постепенно отходят на второй план. Это связано, главным образом, с пессимизмом `первой волны` выпускников, которые не могут пока надеяться на достойный заработок в должности школьного психолога или практикующего психолога-консультанта. А вот `семейная психология` сохраняет свои позиции. `Около 60 % поступающих к нам на факультет психологии, - рассказывает Шардин В.В., - специализируются на `семейной психологии`. Ведь по статистике большинство работающих в секторе частного предпринимательства психологов занимаются именно семейным консультированием и психотерапией. Примерно 40 % студентов выбирают `психологию бизнеса`. Но, на мой взгляд, эта специализация для России несколько вторична. Сфера бизнеса пока достаточно консервативна для того, чтобы сделать психолога постоянной штатной единицей`. К психологам, желающим работать в перспективной (и выгодной) области обучения персонала, у многих работодателей все чаще возникает скептическое отношение. Их деятельность может навредить бизнесу, если тренинг по развитию конкретных навыков персонала (например, умению продавать определенную продукцию или вести переговоры) превращается в тренинг личностного роста, а консультирование - в психоанализ. Поэтому студенты, решившие сделать карьеру в качестве бизнес-тренеров или оргконсультантов, параллельно с ВУЗовским все чаще стремятся получить дополнительное прикладное образование (например, пройти специальный тренинг тренеров). Нужно успеть набрать достаточный практический опыт в той области, в которой планируется вести обучение. Рекламный бизнес переживает активный подъем, поскольку это направление только недавно выделилось в самостоятельную дисциплину, по которой можно защитить диплом. Но в подходах к обучению `рекламщиков` пока существуют разногласия. Одни ВУЗы стремятся подготовить специалистов широкого профиля - маркетологов и менеджеров по рекламе, другие развивают узкие специализации, такие, как рекламный дизайн, PR в отрасли Hi-Tech или реклама в IT.
|