В начале 90-х годов прошлого века, когда взгляды на экономику вообще и экономическую теорию, в частности, претерпели существенные изменения, преподаватели российских ВУЗов не всегда имели четкое представление о том, чему именно и какими методами учить студентов-экономистов, чтобы уровень их знаний соответствовал требованиям современной жизни. Но за последние 5-7 лет в рамках общей специальности `экономика` четко обозначились несколько основных направлений: бухучет и аудит, финансы и кредит, менеджмент и маркетинг: Особое место в этом списке заняли мировая и национальная экономика.
Национальная + национальная: = мировая
Если соотнести мировую и национальную экономику, то можно представить их как целое и его часть. Национальная экономика - это внутренняя экономическая система отдельно взятой страны. Мировая экономика складывается из взаимодействия национальных экономик, то есть финансовых и торгово-хозяйственных отношений разных государств.
В наши дни границы национальных экономик все более и более `размываются`. Об этом говорят современные процессы глобализации: создание экономических союзов, свободных экономических зон, беспрепятственное перемещение трудовых ресурсов, введение на большой территории единой валюты. Времена полностью закрытых национальных эко-номик (яркий пример - средневековая Япония), к счастью, канули в Лету. Исключение со-ставляет только Северная Корея, однако так называемая `идея чучхе` явно изжила себя и скоро тоже окажется на свалке истории.
Различие в задачах национальной и мировой экономики определяет специфику подготовки специалистов для каждого из этих направлений.
Хотя по отношению к мировой экономике национальная - более узкое понятие, но и в ней присутствует целый ряд собственных экономических специализаций. Так, занимаясь `национальной экономикой` (ее номер в соответствующем реестре - 060700), можно выбрать для углубленного изучения национальный рынок, государственное регулирование, кредитно-банковскую деятельность.
По окончании обучения на факультете `национальной экономики` присваивается квалификация `экономист`. Это дает право на работу в государственных структурах, в различных отраслях российской промышленности, в национальной финансовой и банковской системах. Можно попытаться применить свои знания и в иностранных компаниях, существующих на российском рынке.
В рамках специальности `мировая экономика` (060600) студенты изучают природно-ресурсный потенциал, население и трудовые ресурсы мира. Особое внимание уделяется отраслевой структуре мирового хозяйства, классификации стран по уровню социально-экономического развития, экономике стран Европейского сообщества, США, Японии, Китая, развивающихся стран и регионов. Акцент делается на особенностях переходного экономического типа, а также роли России в мировом хозяйстве. Помимо этого, студенты осваивают два иностранных языка, получают общетеоретическую экономическую и правовую подготовку, поскольку международные экономические отношения тесно связаны с международным правом. Избрав данную специальность, вы можете стать `экономистом-международником со знанием иностранных языков` и претендовать на работу во внешнеэкономических подразделениях российских предприятий, предприятий с иностранным капиталом, представительствах зарубежных фирм, министерстве внешних экономических связей РФ, торгово-промышленной палате, Центральном банке России и других коммерческих и государствен-ных организациях и структурах.
Верный выбор ВУЗа - почти победа
Вы уже определились с выбором специализации, а быть может, только собираете информацию: расспрашиваете знакомых, листаете тематические журналы: В любом случае первое, что необходимо решить при выборе ВУЗа, какому отдать предпочтение. ВУЗу, кото-рый большее внимание уделяет практике, или же общетеоретической подготовке. В первом случае со специализацией нужно определиться уже на первых курсах. Примерами могут служить Институт международных экономических связей, Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов. А во втором - разделение по специализациям происходит на старших курсах. Этой схемы придерживаются Московский государст-венный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ), Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), Государственный университет Высшая школа эко-номики (ГУ-ВШЭ).
Есть и еще один момент, который необходимо учитывать, - несмотря на популярность экономического образования, пока что далеко не все учебные заведения могут похвастаться `ковкой` высококвалифицированных кадров для национальной и мировой экономики.
Начнем с того, что подготовка по базовым экономическим дисциплинам должна про-водиться опытными преподавателями и непременно - в соответствии с государственным стандартом образования. При этом спецкурсы, имеющие конкретную практическую направленность, лучше всего читают специалисты-практики, успешно совмещающие свою работу и преподавательскую деятельность.
|