В связи с появившимися в СМИ вопросами об объявленной Министерством образования России работе над новой (многобалльной) системой оценок знаний, пресс-служба Министерства образования сообщает следующее. 1. Министерство образования прекрасно понимает, что разработка и введение новой системы оценок не относится к числу вопросов, требующих срочного решения. Вместе с тем, этот вопрос надо рассматривать в совокупности: а) содержание образования (чему и в каком объеме учить); б) педагогические технологии образования (как учить); в) оценка качества знаний (как оценивать знания ученика). В этой связи, соответственно: а) как известно, активно ведется разработка нового содержания образования - разработка стандартов общего образования, а также экспериментальная разработка в 1735 школах страны нового содержания общего образования; б) одновременно, разрабатывается программа модернизации педагогического образования. в) естественно, в этой связи пересматриваются подходы и к системе оценивания знаний учащихся. 2. Эта проблема была впервые так гласно озвучена после ее анализа Клубом лучших учителей года России - победителями Всероссийских конкурсов `Учитель года`. Наверное, не случайно, ибо эта тема периодически поднимается и в педагогической прессе, и учителями - на практике, как известно, абсолютное большинство учителей выходит за пределы нашей системы оценок, ставя или `4-` или `3+` и т.п. 3. Более того, наша `5-ти балльная` система оценок на практике вырождается в 3-х балльную, ибо `двойку` в аттестат за 9-ый или 11-ый класс ставить запрещается, а часто учителю не разрешается ставить `двойку` и по итогам просто учебного года. В результате - `три пишем, два в уме`, а это - негативно сказывается на воспитании учащихся, ибо дети все это видят и понимают: в итоге с детства закладываются основы принятия лжи как нормального явления. 4. Как результат, поскольку у нас немного `пятерок` и немного `двоек`, все остальные (около 15 миллионов школьников) делятся на `троечников` и `хорошистов`. Поэтому четверка у одного ученика и в одной школе сильно отличается от четверки у другого ученика или от четверки в другой школе. 5. На самом деле, в большинстве стран мира приняты более `многобалльные` системы оценки знаний, и на новые многобалльные системы оценки знаний перешло уже большинство наших бывших республик СССР. 6. В России ведутся различные многолетние исследования по этому поводу в Российской академии образования, проводятся экспериментальные апробации в ряде школ: например, такие исследования и экспериментальная апробация ведутся под руководством академика РАО Ш. Амонашвили уже более 20 лет. 7. С учетом вышеизложенного, Министерство образования инициировало широкое обсуждение с педагогической общественностью, с учителями-практиками, возможности и необходимость принятия оптимальной для России модели оценки - `10-ти`, `12-ти`, `20-ти` или `100-балльную` и т.п систему оценки . На данном этапе, для обеспечения демократического обсуждения, ни Министр, ни представители Министерства образования не могли и не могут заявлять официальную позицию о предпочтении той или иной системы оценки знаний. 8. Планируется, что в ближайшие месяцы в субъекты Российской Федерации будут направлены материалы с изложением подходов оценивания знаний в различных многобалльных системах оценок. Далее должны пройти обсуждения их с учителями в институтах повышения квалификации, а также на различных конференциях, в том числе - на августовских конференциях учителей. По итогам этого планируется обсудить совместно с Российской академией образования целесообразность сохранения или изменения системы оценок. При этом внедрение в практику работы школы новой системы оценок будет возможно только после проведения соответствующей подготовительной работы, то есть - не ранее чем через 2-3 года. Пресс - служба Министерства образования Российской Федерации
|