Иллюстрации к ситуации:
Встречаю подругу - директора школы. На "как живешь?" разражается негодованием: "Не дети, а сволочи. Они слов не понимают. Я бы их всех перестреляла." При каждой встрече с учителями звучит враждебное: дети стали хуже, учебой не интересуются, мало читают, дерзкие, раздражительные, агрессивные. Обязательно обвинят и родителей, мол совсем детьми не занимаются.
Родительское собрание во втором классе. Молодая учительница обращаясь к матери на задней парте трясет испещренной красным тетрадью: "Ну а Ваша хуже всех!" Мать поднимает голову - "Что мне с ней делать?" - "Как что?" - Удивляется учительница, - надо больше заниматься." - "Скажите, как мне с ней заниматься?" - "Как, как? Сидеть надо больше."
Из монолога директора школы на общем родительском собрании "Мы получили статус лицея. Теперь в школе останутся только те, кто будет соответствовать нашим требованиям."
Педагогический университет. Из выступления на Ученом Совете: "Одним из направлений нашей кафедры является создание модели идеального ученика."
Из моей беседы с Г.Ф. Кумариной - зав. лабораторией коррекционной педагогики НИИ педагогики АПН РФ: "Наш Центр "Нейро" может заняться типологической диагностикой различных стратегий работы мозга у детей, а Ваша лаборатория могла бы разрабатывать для них учебные программы. В ответ удивление: "Но это же мозг, это очень сложно!"
Из выступления заместителя министра образования А.Г.Асмолова: "У нас сложилась "безмозглая педагогика."
Комментарии к иллюстрациям
То, что учится мозг, а не другая часть тела, никто не сомневается, но, почему-то предлагают больше сидеть. И одной из основных причин школьной неуспешности учителя и родители называют неусидчивость.
Как учится мозг догадывались древние. Мы и сейчас цитируем Платона: "Основная эмоция познания - удивление", "Без образа нет мысли". Чтобы удивляться мозг должен воспринимать целое и оценивать его значимость. Этот образ вместе с фоном, т.е. контекстом, вместе с его эмоциональной оценкой будет встроен в блок имеющихся знаний, в том числе и инстинктивных.
Сегодняшнее представление о функции мозга, как парного органа, состоящего из двух полушарий, работающих по принципу дополнительности и взаимного контроля позволяют педагогической науке подойти к разработке "природосообразных", по выражению Пестолоци, методов обучения. Биологическая данность взаимоотношений систем левого и правого мозга во многом определяет путь развития будущей личности, ее характер.
Представление о "правополушарных" и "левополушарных" людях вошли в психологический обиход, но процесса обучения не коснулись. Нейропсихология, наука о мозге и психике, родившаяся в стенах Московского университета, остается невостребованной системой образования. Десятилетний опыт Центра охраны нервно-психического здоровья детей "Нейро" убедил нас в возможности использования нейропсихологического подхода в педагогической практике. Даже элементарная диагностика, доступная любому школьному психологу, позволяет объединить детей не в классы "умных", "средних" и "глупых", а по принципу предпочтения словесной или образной информации. Используя открытые каналы и зоны ближайшего развития можно практически в любом мозге сформировать целостное представление о мире.
Абсурдным, с нашей точки зрения, является не только "модель идеального ученика", но и единые педагогические требования. При таком подходе ни процесс обучения приспосабливают к ребенку, а вгоняют ученика под изобретенный системой стандарт. Наиболее нелепые приемы - обучение технике чтения через многократное прочтение текста, а при затруднениях в математике - задалбливание таблицы сложения. Кроме отвращения такие приемы обучения ничего не вызывают. Учеников, не устраивающих систему, школа "выдавливает". По данным официальной статистики 4% детей школьного возраста, т.е. 1,5 миллиона молодых граждан страны не учатся. Аргумент школы: "Ваш ребенок нам не подходит". Между ростом числа элитных школ и детской преступностью, пожалуй, есть связь. Униженный человек легче переступает через принципы морали.
Я не обвиняю учительницу, которая считает основой успеха "сидение". Высшая школа не дала ей элементарных знаний о мозге. "Какие мозги",- кричала возмущенная директор школы, - "У нас процесс, мы требовать должны!"
А что же все таки с мозгом? Ведь до некоторых пор школьная ситуация не была столь острой. Наши исследования, проведенные в регионах с различной степенью экологической напряженности показали, что мозг, выполняя свою главную задачу - биологическое выживание, становиться более "правым", а правый мозг словами словами не занимается и читать не любит, зато охотно генерирует отрицательные эмоции.
В этом и суть абсурда: школа учит не конкретного ребенка, а безмозглую "модель идеального ученика".
К.Б. Магнитская
Волгоград, 1998г. |