Учитель. Скажите, пожалуйста: кто из героев романа вам больше понравился? Голоса ребят. Пьер! Князь Андрей! Учитель. А Вам, Таня? Таня. Пьер. Учитель. Лена, а Вам? Лена. А мне Наташа. Учитель. Вам, Нина? Нина. Мне тоже Наташа. Учитель. А что скажет Галя? Г а л я. Мне княжна Марья очень нравится. Ученик. А мне Николай Ростов! Учитель. Да, это все любимые герои Толстого. Многим из вас больше всех понравились Пьер и князь Андрей. Давайте начнем разговаривать о Пьере. Почему, чем он вам нравится? Ученица. Он не такой, как другие светские... как другие аристократы. Учитель. А чем не такой? Ученица. Он все время чего-то ищет. Он хочет делать добро. Даже вступает в масоны для этого. Ученик. Он прямой, искренний. Вот Вы нам читали начало романа, как Пьер появился в салоне у Шерер. Она сразу испугалась его искреннего, правдивого взгляда. И он вел себя естественно, а не так, как было принято в том обществе. Ученик. А мне нравится его простота. Когда он попал в плен, запросто разговаривал с солдатами... Ученица. А по-моему, все они говорят не то. Ведь самое главное в Пьере - его доброта. Другая ученица. Он умел понимать людей, относиться к человеку доброжелательно. Когда после плена к нему приехала княжна, он сумел ее понять, и она даже полюбила его, хотя раньше плохо к нему относилась. Пьер очень добрый человек. Учитель. А в чем эта доброта проявляется? Ученица. Он ко всем людям добр. Даже к тому французскому офицеру, которого он спас, к Рамбалю. Ученик. А по-моему, тут не доброта, а просто Пьер понимал, что из-за убийства французского офицера могут быть неприятности. Ученица. Мне кажется, ты неправ. Пьеру вообще не свойственно рассчитывать, что получится в результате какого-нибудь его поступка. А тут и времени на это не было. Пьер, наверное, и сам не понимал, почему он так сделал - просто не смог, чтоб убили человека. Учитель. В чем еще вы видите доброту Пьера? Ученица. Он спас девочку во время пожара. И заступился за женщину. Ученик. Он всем раздавал деньги, кто просил. Ученица. Он сумел понять Наташу после ее разрыва с князем Андреем. Сумел ее утешить. Учитель. Да. Он шел к Наташе с чувством обиды на нее. Ведь князь Андрей - его друг. И вот... Но давайте лучше прочтем это место. (Учитель читает главу XXII пятой части второго тома со слов: `Пьер поспешно подошел к ней` до слов: `Было морозно и ясно`.) Учитель (после долгой паузы). Вот истинная доброта и человечность... Жаль, что никто из вас не упомянул о дуэли между Пьером и Долоховым. Давайте прочтем эту сцену. (Учитель читает гл. V первой части второго тома с начала до слов: `Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова`, попутно останавливаясь на отдельных деталях, комментируя, задавая вопросы.) `- Ну, начинать! - сказал Долохов. - Что ж, - сказал Пьер, все так же улыбаясь`. В предыдущей главе Толстой говорит, что Пьер, прибыв на место дуэли, улыбался кротко. `Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не может быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совершиться`. Это глубокая житейская истина. Часто человек, затевая дурное дело, думает: не беда, до самого плохого я не доведу, остановлюсь, когда захочу. А остановиться-то и не может, потому что стоит только начать - и дело уже само тянет за-, собой... Впрочем, это относится и к добрым делам...- `Раз! Два! Три!. - сердито прокричал Денисов и отошел в сторону`. Как вы думаете, почему он прокричал сердито? Ученик. Он не хотел этой дуэли. Ученица. Он хотел скрыть свои чувства. Учитель. Какие? Ученица. Ему было страшно за этих людей. За Пьера и Долохова. Учитель. `...Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки`. Почему Толстой пишет не `глядя`, а `вглядываясь? Ученица. Долохов именно вглядывается, он хочет убить Пьера. Учитель. Обратите внимание, как говорит Толстой о глазах Долохова. `Вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами...`. Интересно, что когда Толстой пишет о глазах своих любимых героев, он описывает не их внешние признаки, не цвет, а выражение. Мы не знаем, какого цвета глаза у Пьера, но помним, что взгляд у него добрый, умный, прямой. Не знаем, какого цвета глаза у княжны Марьи, но никогда не забудем, что взгляд у нее лучистый. А здесь Толстой нарочито дает только внешний признак - светлые, блестящие, голубые глаза. Это подчеркивает бездушие Долохова. Он мог бы убить человека, не испытывая при этом никаких чувств. `При слове три Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу`. Почему `сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу`? О чем это говорит? Ученица. Он не имеет цели убить Долохова, не старается победить в этой дуэли. Учитель. Да. И, кроме того, тут есть стремление скорее покончить с дуэлью. `Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя`. Пьер не дуэлянт, он давно не держал в руках оружия, забыл, как с ним обращаться.- `Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил`. Как, по-вашему, что подчеркивает Толстой таким описанием? Ученик. Пьер не хотел убивать Долохова. Он не то чтобы целился, а выстрелил, `как его учили`. Учитель. И не вглядывался в противника, как тот в него, а `быстро взглянул`. (Дальше текст читается без комментариев.) `...Пьер с кроткою улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своею широкою грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него...` В этом весь Пьер. А почему Пьер грустно смотрел, о чем эта грусть? О том, что его могут убить? Ученик. Нет. Ему грустно, что он ранил Долохова. Учитель. Да... И, наверно, не только поэтому, а и потому, что вообще нелепа жизнь, если, не желая убивать, можно вдруг убить человека... (Дочитывает отрывок.) Небольшой эпизод, а как много сказано! Что, собственно, мы тут еще раз, с новой силой почувствовали в Пьере? Ученик. Его доброту. Учитель. Не только это, хотя это и главное! Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если этот чужой - человек, которого Пьер не любит, который перед ним виноват. Пьер способен осуждать самого себя, а это тоже может далеко не каждый. И потом тут, как и во всем, проявляется милая пьеровская неловкость. Если подходить строго логически, она недостаток, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности - и пропало бы его обаяние... Как часто, в сущности, недостатки людей неотделимы от их достоинств... Да, доброта... Недаром же князь Андрей сказал о своем друге: `Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце...` На дом учащиеся получили задание проанализировать половину следующей, VI главы (до разговора Пьера с Элен), то есть показать, какие человеческие свойства Пьера проявляются в его раздумьях. (В параллельном, более сильном классе после такого же урока было дано другое задание: выбрать и проанализировать 2-3 своих любимых отрывка, где особенно ярко проявляется характер Пьера.) |