А князю Андрею ничего этого не нужно: ни серебра и хрусталя, ни выгодной должности, ни милости государя. Он понимает, что в жизни должны быть другие ценности, что-то настоящее должно быть. И он идет на войну и мечтает - о чем? Голоса ребят. О славе! Учитель. Да. Ему кажется, что только слава - достойная цель жизни. (Учитель читает отрывок из XII главы третьей части первого тома со слов: `Ночь была туманная` - до конца.) А как вы думаете, идеал славы - это и есть то самое что нужно человеку? Ученик. Я думаю, что нет. Ведь слава - только для себя. Другой ученик. Но ведь князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Учитель. Конечно. Потому и симпатичен нам этот человек, потому мы его и уважаем. Но это не ответ на вопрос - сам по себе идеал славы - то или не то, что нужно человеку? Ученик. Суворов говорил: `Плох тот солдат, который не хочет быть генералом`. Учитель. Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один видит в этом лишь возможность повелевать людьми, принимать почести, другой - возможность осуществить свои идеи, проявить свои силы и способности. Мысль Суворова означает, что каждый должен стремиться достичь в своем деле совершенства. А для чего хочет продвинуться князь Андрей? Ученик. Чтобы проявить свои силы. Ученица. О почестях он тоже думает. Учитель. Да. Тут все вместе. Суетное тщеславие у него тоже есть. Я хочу поставить такой вопрос: почему, несмотря на это, князь Андрей нам здесь, когда он думает о славе, нисколько не антипатичен? И даже, пожалуй, чем-то симпатичен? Ученик. Он хочет добиться славы честно, хочет совершить подвиг. Учитель. Правильно, об этом мы уже говорили. А еще? Ученица. Князь Андрей хочет чего-то достичь. Учитель. В мечтах о славе проявляется отвращение Болконского к бессмысленной, бессодержательной жизни. Он ищет чего-то большого, настоящего, ищет смысла жизни, и сейчас смыслом ее кажется ему слава. Ведь он еще очень молод. Вообще мечты о славе свойственны юности. Тут ничего дурного нет, это естественно. И вот почему. Молодой человек стремится заполнить свою жизнь чем-то значительным, а чем - он еще не знает. Потому что почти всегда призвание формируется самой жизнью, постепенно. Потом, когда человек мужает, он `находит свое призвание, и вытекающие из него конкретные стремления вытесняют все суетное. Ученый-медик, увлеченный поисками средств против какой-нибудь болезни, вероятно, мечтает и о славе, но для него слава - это главным образом слава его открытия, возможность внедрить его в жизнь, победить болезнь, спасти миллионы людей. И чем зрелее и глубже человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Кроме того, юноше свойственно преувеличивать свои возможности. Кажется, что человек может все и что жить стоит, только если совершишь переворот в науке, технике, искусстве, медицине, педагогике и т. д. А с годами начинаешь понимать, что возможности человека ограничены, и все-таки надо стремиться сделать все, что можешь, и ради этого стоит жить... И когда человек приходит к пониманию этого, мечты о славе перестают занимать большое место в его жизни... Князь Андрей еще очень молод. Он не нашел своего призвания. Но, упоенный мечтой о славе, подсознательно понимает: в сущности, он не знает, что ему нужно, и в его мечтах есть что-то мелкое, суетное. В какой фразе Толстой показывает это? Ученица. Это когда другой голос говорит ему: `А потом что?` Учитель. Совершенно верно. (Читает.) `Ну, а потом? - говорит... другой голос, - а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж?` Многое сумел сказать Толстой только одним этим `а потом?..` Ясно, что такой глубокий человек, как князь Андрей, рано или поздно должен был осознать: его мечты о славе не могут заполнить всю жизнь, должен был почувствовать то мелкое, суетное, что в них было. А вот о том, когда и как это случилось, подумайте дома. И найдите соответствующее место в романе. И, кроме того, возьмите для анализа XI и XII главы из второй части второго тома. |