Учитель. Итак, когда же, по-вашему, князь Андрей понял, что его мечты о славе не то, чем может быть заполнена его жизнь? Ученица. После Аустерлицкого сражения, когда князь Андрей лежал раненый и смотрел в небо. Его честолюбивые мечты показались ему мелкими в сравнении с этим бесконечным небом. (Читает конец XVI главы третьей части первого тома.) (Так как ученица прочла не очень выразительно, учитель перечитал это место сам.) Учитель. А почему именно теперь князь Андрей это понял? Как вы думаете? Ученик. Потому что он совершил тот самый подвиг, о котором мечтал, но ничего от этого не изменилось. Ученица. Потому что он понимал, что может умереть, а перед смертью человек как бы заново оценивает свою жизнь. Учитель. Перед лицом смерти становишься глубже, переоцениваешь ценности... Что вы хотите сказать, Ира? Ученица. Потом князь Андрей увидел Наполеона, и Наполеон тоже показался ему мелким. (Читает соответствующие места из XIX главы.) Учитель. Не только сам Наполеон, но и вообще всякое тщеславие... `Глядя в глаза Наполеона, князь Андрей думал о ничтожности величия...` Князь Андрей снова осознал мелочность всякого тщеславия `в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял`. А ведь Наполеон был кумиром Болконского, он мечтал о своем Тулоне... Что вы хотите сказать, Игорь? Ученик. А по-моему, мысли о славе исчезли у Болконского еще раньше. Когда он совершал подвиг, когда бросился со знаменем вперед, он думал не о славе, а о положении русской армии. Он видел растерянные лица солдат и растерянное лицо Кутузова, и он бросился спасать положение. Учитель. Наташа, что вы шепчете? Не согласны? Тогда, пожалуйста, вслух! Ученица. О славе он тоже думает. Ученик. Докажи! Ученица. Ну как же, он думает: `Вот оно!` То есть, вот то, о чем он мечтал. Учитель. Да, мысль о славе тоже была, хотя было и все другое, о чем сказал Игорь. После всего пережитого князь Андрей возвращается с войны и живет в имении. Вы перечитали дома XI и XII главы, о споре между князем Андреем и Пьером. Какие выводы вы можете сделать о князе Андрее? Ученица. Князю Андрею тяжело, он в мрачном настроении. Другая ученица. Он говорил Пьеру, что надо жить только для себя. Вообще, он в это время не верит ни во что хорошее, не верит в жизнь. Пьер, как человек очень добрый, хочет, чтобы и его друг поверил во все хорошее, он говорит, что жить надо для других, для добра, но князь Андрей остается при своем. Ученик. Он говорит, что крестьян жалеть не надо, что не надо строить школы, больницы. Учитель. А как вы думаете, ребята, в его рассуждениях на эту тему есть какая-то доля истины? Ученик. Да. Учитель. В чем же она? Ученица. Жизнь крестьян такова, что дело не в школах и больницах. Учитель. Верно. На многое князь Андрей смотрит куда более трезво, чем Пьер. Вылечат умирающего крестьянина - а ему жить инвалидом при тех условиях хуже, чем умереть. Многие же высказывания князя Андрея вызваны раздражением и мрачным настроением. Ну, а чем вызвано это мрачное настроение? Почему ему так тяжко, почему он страдает? Ученица. Я думаю, потому что он столько пережил, был при смерти... Смерть жены... Другая ученица. Мне кажется, дело не в этом, то есть не только в этом. Просто разбилась его мечта. Учитель. Да. После Аустерлица он осознал, что не имеет цели в жизни, что не нашел того большого, важного, о чем мечтал; Тщеславные стремления пропали, а другие не пришли им на смену. И каков же вывод? То, что вы говорили до сих пор, не выводы, а пересказ. А мне хочется, чтобы вы сделали вывод - что говорит о князе Андрее этот факт? (Класс молчит.) Скажите, Борис Друбецкой или Берг могут страдать из-за того, что у них, видите ли, цели жизни нет, нет чего-то большого в жизни? Голоса. Нет! Учитель. Не могут, потому что это люди мелкие. А князь Андрей - человек глубокий, ищущий. Смотрите, как сильно он страдает от отсутствия большого содержания в жизни. А теперь подумайте вот о чем. `...Глаза его лихорадочно блестели, в то время как он старался доказать Пьеру, что никогда в его поступке не было желания добра ближнему`. О чем, по-вашему, говорит тот факт, что он старался доказать это? Ученица. Что это неправда. Кто на самом деле никогда не делал ничего доброго, так не станет это изо всех сил доказывать. Другая ученица. По-моему, князь Андрей хотел доказать это не столько Пьеру, сколько самому себе. Учитель. Все верно... Князь Андрей сейчас не верит ни во что хорошее, он полон скептицизма. Но скептицизм бывает разный. Одни скептики ни во что не верят потому, что не хотят, потому, что им так проще жить. Ведь если такой человек поверил бы, что есть бескорыстная доброта, есть поиски, есть желание сделать что-то для людей, то ему пришлось бы признать, что он сам живет дурно. А он хочет считать себя вполне хорошим, хочет найти оправдание своему эгоизму. Такой скептицизм переходит в цинизм, то есть в вызывающее неверие в людей, во все доброе, хорошее. Другие скептики не верят в хорошее, но страдают от этого и очень хотели бы поверить. Такой человек рано или поздно откажется от своего неверия. Таков и князь Андрей. А скажите, как Толстой показывает, что князь Андрей хотел бы поверить. Ученик. Андрей все-таки слушал Пьера... Учитель. А есть прямое указание, есть такие слова князя Андрея. Неужели никто не обратил внимания? Ну-ка, поищите! Кто нашел? Женя? Ученик. В конце, в ответ на слова Пьера князь Андрей говорит: `Да, коли бы это так было...` Учитель. Совершенно верно. `Да, коли бы это так было...` Значит, ему хочется, чтобы это было так. А согласны ли вы с Леной, что князь Андрей `остался при своем`? Голоса. Нет! Учитель. Почему не согласны? Докажите, что это не так. Ну, поищите, поищите в тексте! (Долгая пауза.) Кто нашел? Ученик. Вот: `По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами`. Другой ученик. Еще: `Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: `правда, верь этому`. Учитель. Что же Вы остановились? Читайте дальше! Ученик (читает). `Князь Андрей вздохнул, и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но все робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера`. Учитель дочитывает главу до конца. Итак, видите: для князя Андрея началась `во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь`. А потом, как вы помните, встреча с Наташей, и князь Андрей духовно воскрес. И опять - поиски... (На дом учащиеся получают задание перечитать XXXII главу третьей части третьего тома и подумать над тем, к каким же выводам пришел князь Андрей. При этом учитель обращает внимание учеников на то, что термины `бог`, `божеский`, в сущности, лишь форма, и эти понятия для князя Андрея не религиозные, а морально-этические. Лучшие чтецы класса (5 человек) получают другое задание - подготовить для чтения наизусть свои любимые отрывки о князе Андрее.) |