Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Князь Андрей Болконский ...Третий урок
<<назад

Ребята читают свои любимые отрывки, делают из них выводы. Одна из учениц читает о двух встречах князя Андрея со старым дубом (т. II, ч. III, гл. I и III).
Учитель. Очень хорошо, что Таня выбрала эти поэтичные места. Мне хотелось начать урок с их чтения, но Таня уже сделала это за меня. Смотрите, как мастерски передает Толстой состояние своего героя - тут и дуб, и мысли князя Андрея об этом дубе и только потом мысли о пережитом, о самом себе... Что же предпринял князь Андрей, чтобы `не для одного него шла его жизнь`?
И что из этого вышло?
Ученик. Ничего не вышло. Аракчеев его передовой устав не принял.
Ученица. Князь Андрей принял участие в работе комиссии по составлению новых законов. Но потом он от этого отошел, потому что эти законы были оторваны от тогдашней русской жизни.
Учитель (читает конец XVIII главы третьей части второго тома). Поняв бесполезность, бессмысленность этой работы, князь Андрей отошел от нее. О чем это говорит?
Ученица. Что Андрей не гонится за выгодой.
Учитель. А еще?
Ученик. Что он хочет в жизни большого, настоящего. Хочет делать полезное дело.
Учитель. Да. Он глубокий человек, его не устраивает видимость дела, и он мужественный человек и потому не желает себя обманывать. А сколько людей обманывают себя видимостью важного дела, не желая даже задуматься о том, какова конкретая польза от их деятельности! И снова князь Андрей страдает, не находя применения своим силам. Потом - война 12-го года, и князь Андрей находит приложение своим силам в общем патриотическом деле. Он уже не думает о славе, да и вообще о себе. Он заботится о своих солдатах и офицерах, его любят и называют `наш князь`. Накануне Бородинского сражения он полон теми же чувствами, что и каждый солдат, и взволнованно говорит Пьеру о духе русского войска и о победе. Тут же он высказывает свои мысли о войне вообще. Вы помните, мы читали это место и говорили о нем, когда рассматривали мировоззрение Толстого, его взгляды на войну. Тут мы снова видим, что князь Андрей - человек глубоко думающий, размышляющий о больших и сложных вопросах, стремящийся проникнуть в суть явлений.
Итак, во время войны князь Андрей участвует в общем патриотическом деле и, в сущности, не страдает, так как жизнь его заполнена. Что же дальше? К каким выводам приходит князь Андрей после ранения, лежа в избе? Как вы это поняли?
Ученица. Он понял, что был неправ по отношению к Наташе.
Учитель. Я хочу, чтоб вы сказали, к каким выводам о жизни приходит князь Андрей.
Ученик. Он понял, что надо жить для добра людям.
Учитель. То есть делая людям добро, так?
Ученик. Так. Что надо любить всех людей, и в этом счастье.
Ученица. Он вспомнил, что когда увидел на перевязочном пункте своего врага, Анатоля Курагина, то вместо ненависти испытал к нему жалость. И теперь князь Андрей думает, что надо любить всех людей, как учила княжна Марья.
Учитель. Да. Но такая деятельная натура, как князь Андрей, вряд ли могла бы удовлетвориться этим. Быть добрым вообще, понимать и любить людей - это хорошо, но такому человеку нужна активная деятельность. Смерть оборвала искания князя Андрея. Если бы он не умер, его поиски продолжались бы. А скажите, кто в эпилоге высказывает мнение, что князь Андрей был бы с декабристами?
Ученица. Пьер. Когда сын князя Андрея спрашивает, был бы отец согласен с ним или нет.
Учитель. Правильно. И вероятно, Пьер прав, хотя и не выражает свое мнение в категорической форме.
Теперь давайте прочтем сцену разговора между князем Андреем и Пьером после истории с Наташей и Анатолем.
(Учитель читает XXI главу пятой части второго тома со слов:
`Ну, ты как? Все толстеешь...` до слов; `Пьер вышел...`) Что вы можете сказать о князе Андрее и о Пьере? Почему вы молчите? Ну, хорошо, скажите, князь Андрей страдает или испытывает лишь огорчение и досаду? Голоса. Страдает! Учитель. Докажите!
Ученица. У него появилась новая морщинка. Учитель: А еще? (Пауза.) Ну, хорошо, давайте думать вместе. Как вам кажется, почему князь Андрей встретил Пьера словами о его полноте?
Ученица. Наверно, разговорами о таком неважном он хотел скрыть свои настоящие чувства, свое горе.
Учитель. Да. Смотрите, как Толстой показывает это: `Ну, ты как? Все толстеешь, - говорил он оживленно, но вновь появившаяся морщина еще глубже вырезалась на его лбу`. Обратите внимание на это но, которым Толстой подчеркивает противоречие между незначительностью слов и значительностью переживания. Далее князь Андрей опять говорит о вещах не интересующих его, и Толстой прямо поясняет: `Пьер узнавал теперь в своем друге слишком знакомую ему потребность волноваться и спорить о деле для себя чуждом только для того, чтобы заглушить слишком тяжелые задушевные мысли`. А невеселая усмешка в ответ на вопрос Пьера о его здоровье? Усмешка, которая говорила: `Здоров, но здоровье мое никому не нужно`. А почему князь Андрей хочет скрыть свои чувства даже от своего друга? Ученик. Он горд. Не хочет, чтобы его жалели. Учитель. По-вашему, жалость - это слабость? Ученица. Пьер и тут показывает себя как добрый человек, он хочет, чтобы у князя Андрея и Наташи все наладилось.
Ученик. Мне тут князь Андрей не понравился. Пьер на его месте простил бы Наташу. Князь Андрей должен был понять ее, как понял ее Пьер. Тем более что у князя Андрея такой друг, как Пьер, который хочет на него повлиять в этом деле. И Болконский должен был бы прислушаться к мнению Друга, задуматься, а он даже не хочет слушать. Ведь от друзей надо брать все хорошее, правда?
Учитель. Итак, вывод о Болконском?
Ученик. Он не такой добрый, как Пьер.
Учитель. Да, он человек более жесткий. Только слова `должен был простить` вряд ли уместны. В чувствах не может быть `должен - не должен`. Он не смог принять Наташу такой, и обвинять его за это бессмысленно. Но не смог он именно потому, что у него не хватило доброты. Что вы хотите сказать, Олег?
Ученик. А я не согласен с Вадимом и с Вами. Князь Андрей не более жесткий, чем Пьер, а более сильный. Пьер по своей слабости мог бы простить из жалости. А князь Андрей поступил, как сильный человек.
Голоса девочек. Нет
Ученик. Да.
Учитель. О, нет! Жалость вытекает не из слабости, а из доброты, жалость - это острое сочувствие горю другого человека, это одно из прекрасных человеческих свойств.
Жалость бывает разная. Нужна жалость не пассивная, а активная. Пассивная жалость, жалость обывателя, который охает и причитает, не пошевельнув и пальцем, чтобы помочь, унижает человека. Человек начинает чувствовать себя еще более несчастным и потерянным. Жалость же активная - большая сила, потому что она побуждает помочь, приободрить, поднять человека, найти выход из самого трудного положения. Недаром же в народе слово `жалеть` часто употребляют в смысле `любить`. Но вернемся к князю Андрею.
Ну, а что вы еще можете сказать об Андрее и Пьере на основании этого разговора?
Учитель. Конечно, он сильный человек. Но разве тут вы не чувствуете его жестокости? Пьер говорит ему, что Наташа тяжело больна, что она была при смерти, но даже это не заставляет его обратиться сердцем к Наташе, подумать о ней - он всецело поглощен своей грустью, своей обидой, своим разочарованием. Потом подумайте вот о чем. Ведь после ранения, лежа в избе, князь Андрей понял, что был не прав, и простил Наташу. Если его прежняя позиция вытекала из его силы, то получается, что к концу жизни он стал слабее? Что хочет сказать Юра?
Ученик. Князь Андрей простил Наташу не потому, что стал лучше. Просто он лежал раненый, совсем один. А когда человек болен и одинок, он простит кого хочешь. Голоса девочек. Ничего подобного!
Учитель. Звонок... Ну, что ж, ребята, разберитесь дома сами в том, прав ли Юра. Для этого еще раз внимательно перечитайте XXXII главу третьей части третьего тома. Без текста ваш спор голословен, так можно чего угодно наговорить. Надо обратиться к тексту и на основании текста показать, прав Юра или нет.
Кроме того, желающие пусть подготовятся читать наизусть любимый отрывок.

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru