"Брать быка за рога" - А ну ее, литературу! - Раз тебе роман понравился, тебе же должно быть интересно поговорить про него и послушать. - Это другое дело. Мы вчера с Вадькой всю дорогу про князя Андрея спорили. А на уроке что? Опять начнется: `Гениальный роман Толстого был написан в тысяча восемьсот...` Или там: `Работу над романом писатель начал еще в ...`, `Замысел романа возник тогда-то... Это говорит Коля С. Послушаем Аню К.: `Вот мы прочитали роман `Герой нашего времени`. Много думаешь. И непонятно многое в Печорине. Хочется обо всем этом поговорить, поспорить. Послушать, что старший скажет. А учительница рассказывала о том, когда Лермонтов его писать начал да в каких журналах какие части появились. Если уж это надо, так пусть бы потом, когда-нибудь`. А ведь ребята правы. Начало - это так важно! От удачного или неудачного начала, бывает, зависит отношение ребят к произведению. Особенно если человек литературу не любит. Тут уж или ты его сразу увлечешь, захватишь, или он с первых же твоих слов перестанет слушать. А мы, начиная работу над художественным произведением, не учитываем чувств, впечатлений, желаний, которые владеют теми, кто только что его прочитал. Про историю создания романа можно рассказать и потом, а вот подхватить то, что сейчас бурлит в ребятах, надо сразу, немедленно. Кстати, именно после изучения романа, если ваши ученики полюбят его, им будет интересна история его создания. Вообще, решая, с чего начать, непременно нужно учитывать восприятие учащихся, их впечатления, чувства, желания. Прислушаемся к разговорам старшеклассников, только что прочитавших `Войну и мир`, да и не только старшеклассников, а вообще тех, кто впервые познакомился с романом. О чем, о ком говорят больше всего? Об Андрее, Пьере, Наташе, княжне Марье, о Николае Ростове. Не лучше ли разговор о романе и начинать с них, а не с темы войны и народа? Ведь именно они, эти герои, больше всего волнуют читателя, именно о них он больше всего думает. И именно через этих героев поймет читатель идею романа, поймет роман как народную эпопею. Почему непременно нужно начинать со смысла, с идеи? Пусть ученики придут к пониманию этого в результате работы над романом. Одна учительница так ответила на вопрос, с чего, по ее мнению, нужно начинать разговор о прочитанном романе: `Да не делаю я никаких подходов и вступлений. Надо сразу брать быка за рога!` Как сделаны синие птицы? Идет спектакль-сказка `Синяя птица`. Сидят ребята IV и V классов. Они захвачены спектаклем. А рядом - группа семиклассников. Они скучают и иногда бросают иронические реплики. Один из них все время объясняет соседу: `Знаешь, как сделаны синие птицы? Телевидение! Правда, здорово?`, `А смотри, как живот у Хлеба ловко сделали!` Младшим это мешает. Они огорчаются. Они сейчас не хотят знать, что синие птицы - это всего-навсего телевидение. Они сейчас хотят верить, что это настоящие синие птицы. И не вовремя, не к месту пришедшее знание разрушает сказку. Кто вспомнит, что птицы `невсамделишные`, тот уже не живет в сказке. А ведь те же самые дети после спектакля обязательно спрашивают: `А как сделаны синие птицы?` И тогда объяснение не ослабляет впечатления. Сущность воздействия художественного произведения состоит в том, что читатель переносится в мир изображаемого, живет в нем и у него создается иллюзия, будто перед ним живые люди, подлинные судьбы. Это не иллюзия ума, потому что человек знает, что перед ним - созданные воображением писателя образы. Это иллюзия чувства. Зная, что перед ним вымысел, читатель чувствует так, как если бы это были не вымышленные, а реальные люди и события. Чем сильнее в художественном отношении произведение, тем сильнее эта иллюзия, тем больше сила его воздействия. И для усиления эмоционального восприятия нужно усиливать эту иллюзию, а не разрушать ее. А у нас бывает так: подросток еще не представляет себе героя как человека, не разбирается в его поступках, мыслях, характере, а ему уже настойчиво напоминают, что герой не живой человек, а вымысел писателя, то есть объясняют, как с художественной точки зрения сделан образ, говорят о мастерстве писателя. И многие учителя (иногда вслед за учебником) начинают разговор о литературных героях таким образом: `С Базаровым мы впервые встречаемся`... `Образ Наташи Ростовой дан Толстым в развитии. Впервые мы встречаем Наташу тринадцатилетней девочкой`... А ведь это становится интересным ученику только тогда, когда он полюбит Наташу, почувствует ее своей подругой, знакомой! Вспоминается урок, посвященный Наташе Ростовой, начатый так: `Бывают люди, которые приносят всем, с кем они сталкиваются, горе, неприятности, обиды. Бывают и такие, которые безразличны другим. Как, скажем, этот стол. С ним, конечно, удобнее. Но есть он или нет его - ни у кого на душе от этого не станет ни теплее, ни холоднее. А бывают люди, от одного появления которых окружающим становится тепло, радостно. Это очень редкий талант. И им обладала Наташа`. И сразу Наташа стала для ребят живой, и сразу стало интересно слушать и говорить о ней, и сразу стало ясно: понять толстовскую героиню - значит понять что-то новое в людях, в жизни... А если так, то понять ее стоит. Начинайте разговор о герое как о живом человеке, а не как о литературном образе. С чего же именно лучше начинать? |