Бывает, что учитель боится делиться с учениками своим восприятием произведения, литературного героя. А ведь дети всегда тянутся к взрослым. Ваши раздумья, ваше восприятие не только расширят кругозор ребят, но зачастую и приблизят к ним то, что в их возрасте им не близко. Урок, посвященный образу автора и лирическим отступлениям в романе `Евгений Онегин`, учительница начала так: `Знаете, когда я была в вашем возрасте, для меня в романе `Евгений Онегин` что существовало? Сам Онегин, Татьяна, вообще герои. А когда я перечитала роман уже взрослой, я подумала: `Как же это я раньше не видела раздумий, чувств самого поэта!` В романе много лирических отступлений: поэт делится с читателем своими переживаниями, сомнениями, мыслями. Без них роман был бы совсем не тот. Я вам сейчас прочту мои любимые лирические отступления. Они в конце шестой главы. Конечно, в 15-16 лет вам трудно представить себе прощание с юностью, то есть трудно это почувствовать. Но вот Белинский правильно говорил, что настоящий человек должен понимать чувства всех людей: и старика, и малого ребенка, и влюбленного юноши. Это нехорошо, если человек понимает только те чувства и раздумья, которые свойственны ему. Постарайтесь, несмотря на ваши 15 лет, почувствовать этого человека:
Познал я глас иных желаний, Познал я новую печаль; Для первых нет мне упований, А старой мне печали жаль. Мечты, мечты! где ваша сладость? Где, вечная к ней рифма, младость? Ужель и вправду наконец Увял, увял ее венец? Ужель и впрямь и в самом деле Без элегических затей Весна моих промчалась дней (Что я шутя твердил доселе)? И ей ужель возврата нет? Ужель мне скоро тридцать лет? Затем пояснение. `В юности мы часто бездумно повторяем, что `весна наших дней` промчалась. А сами в это не верим, `твердим шутя`. Но наступает час, когда приходится говорить об этом всерьез. Мы удивлены и растеряны... Ужель и впрямь и в самом деле Без элегических затей, Весна моих промчалась дней (Что я шутя твердил доселе)? Когда нам за тридцать или около того, эти слова поэта становятся нашими...` После некоторой паузы учительница прочла: Так, полдень мой настал, и нужно Мне в том сознаться, вижу я. Но так и быть: простимся дружно, О юность легкая моя! Благодарю за наслажденья, За грусть, за милые мученья, За шум, за бури, за пиры, За все, за все твои дары; Благодарю тебя. Тобою Среди тревог и в тишине, Я насладился... и вполне; Довольно! С ясною душою Пускаюсь ныне в новый путь От жизни прошлой отдохнуть. И когда учительница спросила, с каким чувством вспоминает поэт свою юность, почему о своей совсем нелегкой юности он говорит `о юность легкая моя!` и почему благодарит ее `за грусть`, по ответам ребят чувствовалось: они поняли поэта. Поняли то, что не всегда доступно их возрасту, через восприятие своего старшего товарища. |