Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

О сочинениях
<<назад

Залог успеха

Как же избежать шаблонности и несамостоятельности ученических сочинений? Как сделать, чтобы ребята `полагали` и тогда, когда пишут сочинения?
Прежде всего это достигается всей системой работы. При формальном преподавании и сочинения будут казенными. Как ученик может высказать свое мнение о произведении, которое его не интересует? Как он может высказать свое мнение в сочинении, если не привык делать это на уроках?
Уже в V классе надо на уроках спрашивать ребят:

`А кто из героев этой книги тебе понравился? Почему?`,
`Как ты думаешь, почему Прохор признался в краже именно Шутикову?` (Станюкович, `Человек за бортом`),
`Почему мальчик сразу почувствовал, что жена его отца - хорошая?`, (А. Грин, `Гнев отца`),
`Что тебе больше всего нравится в Аркадии Гайдаре?` (Б. Емельянов, `Рассказы о Гайдаре`),
`Как по-твоему, тетя Тома Сойера любила его?` (Марк Твен, `Приключения Тома Сойера`).

А если это не делалось в V-VIII классах? Ну что же, тогда начинайте делать это в IX. Только на другом материале. И привычка учащихся думать над книгой, отвечать на разные `почему?` и `как по-твоему?` будет залогом успеха работы над сочинениями. Разумеется, если есть главное - любовь к книге, к тому, что изучается.

О темах

Ребята с интересом пишут на такие темы, которые требуют не простого повторения, а собственных раздумий, выявления своего отношения к фактам и людям. Тема `Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому` требует больше размышлений, чем `Образ Софьи` или `Молчалин и Чацкий`, Тема `Встречал ли я в жизни людей, похожих на героев комедии?` требует большего осмысления и комедии, и жизни, чем темы `Фамусовское общество` или `Образ Чацкого`. Тема `Что я ценю в Татьяне больше всего?` заставит подростка куда лучше осознать свое отношение к пушкинской героине, чем темы `Образ Татьяны` или `Татьяна, русская душою`. Темы `Верил ли во что-нибудь Базаров?` и `Можно ли считать Базарова циником?` дадут школьнику возможность написать гораздо больше своего, чем тема `Образ Базарова`.

Не увлекайтесь слишком общими темами: естественно, что в сочинениях на обобщающие литературоведческие темы школьник может проявить минимум самостоятельности. Не бойтесь совершенно конкретных, узких тем. Начинать лучше именно с них, так как именно здесь ученику легче всего проявить свою самостоятельность. Многие словесники до итоговых сочинений дают иногда сочинения-миниатюры на один или полтора урока. Ставятся совершенно конкретные вопросы, и учащиеся должны показать и хорошее знание текста, и понимание того или иного эпизода или психологической ситуации. Должны они высказать и свое отношение к тем или иным поступкам действующих лиц. Так, после того как учащиеся прочли два тома романа `Война и мир`, им были даны такие темы: `Что сблизило Пьера Безухова и Андрея Болконского?`, `Князь Андрей на войне`, `Николай Ростов на войне`, `Княжна Марья и ее отец` (их взаимоотношения), `Дуэль между Пьером Безуховым и Долоховым`, `Прощание отца и сына` (князь Андрей уходит на войну), `Князь Андрей и Наташа`, `Чем кончается второй том романа `Война и мир`?` Учащимся было объяснено, что от них требуется не просто пересказ.
После таких работ школьникам легче стало в дальнейшем писать сочинения об их любимом герое из романа `Война и мир`.

Чтобы работа над сочинением была для ученика интересной, доставляла бы ему удовольствие, старайтесь предоставлять ему в выборе тем максимум возможной свободы. Давайте побольше самых разных тем. Предлагайте ученикам придумывать темы самим. Если будут удачные, дайте их классу.
Очень хорошо давать сочинения по внеклассному чтению или по произведениям, которые в классе еще не рассматривались, а учащимися уже прочитаны. Уж тут ребятам предоставляется полная самостоятельность. Кроме того, это побуждает учеников читать.

Так, в одной из школ девятиклассникам было предложено за месяц прочесть, во-первых, или полностью роман `Обломов`, или несколько (названных учителем) пьес Островского и роман Тургенева `Накануне`, а во-вторых, что-нибудь из современной советской или зарубежной литературы (были рекомендованы и пьесы Виктора Розова). Через месяц для двухчасового классного сочинения были даны на выбор следующие темы:
1. `Почему разошлись Обломов и Ольга?`
2. `Что погубило Обломова?`
3. `Почему Елена полюбила Инсарова?`
4. `Считаю ли я Жадова положительным героем?` (Островский, `Доходное место`),
5. `Как я понимаю название пьесы Розова `В поисках радости`?`

Разумеется, на уроках еще ничего не говорилось ни об `Обломове`, ни о пьесах Островского, ни о романе `Накануне`. `И как по-своему, по-разному написали ребята!
Хорошие результаты дают такие сочинения по внеклассному чтению, которые написаны по индивидуальным темам. Ребята сдают учителю листочки (или тетради по литературе) с перечнем книг, прочитанных за определенный промежуток времени. Учитель каждому пишет тему по одной из прочитанных книг. Сочинение пишется в классе в течение двух уроков. (Листочки раздаются в начале урока.) Конечно, учитель тратит целый вечер, чтобы написать темы для одного класса. Но зато как легко и быстро потом проверяются сочинения: ведь они интересные, потому что все разные! А как важна такая работа для ребят! Она побуждает ученика больше читать и исключает всякую возможность несамостоятельности сочинения. Такие сочинения можно проводить V по Х класс. Вот примеры индивидуальных тем, которые были даны в разных классах.

В V-VI классах: `Почему мне понравился рыцарь Айвенго?` (Вальтер Скотт, `Айвенго`), `Почему мне понравился Оцеола?` (Майн Рид, `Оцеола, вождь семитолов`), `За что я уважаю Миклухо-Маклая?` (Чумаченко, `Человек с луны`), `Что я думаю о родителях Гемы?` (Гарин, `Детство Темы`), `Почему Юрий так привязался к своему отчиму?` или `Чему научил Юрия его отчим?` (Г. Скребицкий, `От первых проталин до первой грозы`).
В VII-VIII классах: `Почему Федор пришелся `не ко двору` в семье Ряшкиных?` (Тендряков, `Не ко двору`), `В чем сущность конфликта между Зайцевым и Егоровым?` (Нилин, `Испытательный срок`), `Мир обывателей и мир человека мечты в повести А. Грина `Алые паруса`, `Мой любимый рассказ А. Грина`, `В чем гуманность рассказов Солоухина?`, `Почему смеется Гоголь над Иваном Ивановичем и Иваном Ни-кифоровичем?`, `Кто из героев романа Диккенса мне больше понравился?`, <Кто виноват в несчастье старого Горио?` (Бальзак, `Отец Горио`).
В IX-Х классах: `Мой любимый рассказ Паустовского`, `С чем воюет Тендряков в рассказе `Ухабы`?`, `Пьесы В. Розова - бой мещанству`, `Почему мне нравятся пьесы В. Розова?`, `В чем коренная разница между Кеном и Дэви Меллори?` (Митчел Уилсон, `Брат мой, враг мой`), `В чем гуманность романа Ремарка `Три товарища`?`, `В чем антивоенная направленность романа Генриха Белля `Дом без хозяина`?`, `Какие острые вопросы современности ставит Рэй Бредбери в фантастических рассказах?`, `Что в современной американской действительности вызывает тревогу Джона Стейнбека?` (по роману `Зима тревоги нашей`).

В классе или дома?

Вы берете новый IX класс и вскоре даете домашнее сочинение. И половину работ оцениваете двойкой. А самые слабые или вовсе не выполняют вашего задания, или списывают. Ребята просто не умеют писать сочинения. Если бы это сочинение было классным, вы сумели бы немного помочь тем, кто в этом нуждается. Одного просто приободрили бы: `Да ты не бойся, не ищи каких-то особенных слов. Пиши, как думаешь, получится хорошо!` Другому помогли бы составить план. Третьему напомнили бы, что каждое положение нужно подтверждать фактами. Четвертому указали бы на сумбурность изложения. Вы ответили бы на вопросы ребят. И результаты были бы совсем другими. Значит, до тех пор пока у ребят не сложились навыки работы над сочинением, лучше давать классные? Вообще-то, пожалуй, да. Ведь нужно сперва научить, а потом требовать. Но бывают темы, на которые в классе не напишешь. И вообще не напишешь за один день. Значит, нужны иногда и домашние. А возможен и компромисс. Очень хорошо давать иногда классно-домашние сочинения. Особенно в начале IX класса. Ребята начинают писать в классе. Пишут два урока. Вы помогаете им, следите за тем, чтобы в каждой работе мысль развивалась .правильно. Особое внимание уделяете слабым учащимся. А продолжить сочинения разрешается дома. Тогда, с одной стороны, вы не оставляете ребят без помощи, обеспечиваете даже самому слабому возможность выполнить работу (и не прибегать при этом к списыванию), с другой стороны, не ограничиваете учащихся во времени.
Разумеется, постепенно вы приучите ваших учеников работать совершенно самостоятельно.

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru