Чтобы оркестр играл слаженно, мало приобрести хорошие инструменты. Каждый еще нужно настроить, разместить так, чтобы барабан не заглушал нежную флейту. И беречь, иначе долго они не прослужат. Условия `содержания` сотрудников фирмы примерно те же. А менеджер по персоналу - сегодня одна из самых главных `персон` любой организации. Кадровик с человеческим лицом В советские времена персонал особых забот не требовал. Выпускники шли на предприятия по распределению. Размеры окладов были раз и навсегда установлены. Об идеологической проработке и соцзащите пеклись партком и профком. Зато в борьбе за дисциплину кадровая служба могла себя проявить. Старшее поколение с улыбкой вспоминает, как в девять с минутами каждого утра на подступах к НИИ или заводу отлавливали опоздавших и требовали объяснительные. А тогда было не до шуток. Отдел кадров обходили за версту. Однако время все расставило по своим местам. Сегодня главный козырь организации - профессиональный коллектив. Хороших специалистов не просто ищут - за ними ведется `охота`. Возглавляет ее начальник кадровой службы, современный `профессор Мориарти`. Но без соответствующего образования им вряд ли можно стать. Специальный курс читают на экономических, психологических и социологических факультетах ВУЗов. И у каждого - свои преимущества. Выбирать вам. Экономист и великий комбинатор На современном предприятии начальник кадровой службы - правая рука `главного`. Он участвует в разработке экономической стратегии компании. Бизнес-план для него - руководство к действиям по набору или перемещению персонала. Видите себя на этом посту в будущем? Подавайте документы на экономический факультет, специальность `менеджер организации`. Вам придется освоить типично `управленческие` науки: экономическую теорию, мировую экономику и экономику организации, финансы и кредит, маркетинг, бухгалтерский учет и статистику, стратегический и инновационный менеджмент, антикризисное управление. Плюс набор спецдисциплин: теорию организации, организационное поведение и культуру, психологию трудовой деятельности. Вы должны знать делопроизводство, трудовое законодательство, социальное и пенсионное страхование. И конечно, не обойтись без науки о конфликтах - конфликтологии. Менеджеру по персоналу необходимо свободно владеть языком математики. В его компетенции - оценка труда, `изобретение` шкалы вознаграждений, определение размера зарплаты для новой должности. Он рассчитывает процент текучести кадров, а по нему и действующему рекрутмент-плану - сколько и каких сотрудников предстоит набрать. А как вести поиск? Как отобрать самых достойных? Как смягчить болезненный для новичков адаптационный период и наладить систематическое обучение? Все основные технологии управления персоналом, необходимые методы и навыки отрабатываются на практических занятиях. Отучившись, вы, по сути, получите два диплома в одном: сможете управлять и финансовыми потоками, и человеческими ресурсами. У многих ВУЗов своя специфика. Выпускники Московского государственного технологического университета (СТАНКИН) - знатоки управления производственными предприятиями. Окончившие Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова могут блеснуть в финансовой сфере. Выпускники Международного института управления МГИМО - готовые специалисты для госслужбы. Социолог и диагност коллектива Менеджер по персоналу работает с коллективом людей. А значит, ему просто необходимо запастись набором особых `инструментов` - социологических методов. Расспрашивая сотрудников о том, с кем они общаются, кому доверяют, кого пригласили бы к себе на дачу, специалист вычерчивает какие-то клеточки и стрелки. Чем больше стрелочек между клетками, то есть людьми, тем сплоченнее коллектив. За клеточкой, к которой стрелки устремлены отовсюду, `прячется` неформальный лидер. И его авторитет давно пора поставить на службу организации. Это метод социометрии. А чем, на ваш взгляд, занимался герой `Служебного романа`, сидя в отсутствие Людмилы Прокофьевны в ее кресле и расхваливая свои заслуги перед `легонькой` промышленностью? Проводил сеанс социодрамы! Иногда начальнику и подчиненному нужно меняться социальными ролями, чтобы лучше понять друг друга.
|