Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Семья и общество". 5-й класс
<<назад

Что важно обществу? Вы уже знаете, что семьи, как и люди, не похожи одна на другую и в каждой из них родители по-своему влияют на детей. Будут ли люди, воспитанные в разных семьях, подчиняться разным правилам? Конечно. А теперь зададим себе другой вопрос: является ли воспитание детей личным делом их родителей или здесь есть и общественный интерес? Вы правы, если увидели интерес общества.

На самом деле обществу очень важно, каким будет новый человек, важно, чтобы он в будущем приносил пользу и себе, и другим. Чем счастливее, умнее, добрее люди, тем благополучнее общество. Наш соотечественник Виссарион Григорьевич Белинский сказал: "Живой человек носит в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем...". Вот потому-то обществу совсем не безразлично, как семья воспитывает своего ребенка.

Пройдет совсем немного времени, и малыш из маленького мира семьи "выйдет в люди". Вот он играет в песочнице, качается на качелях, плещется в речке или бассейне - и везде он сталкивается с другими малышами, с другими человеческими мирами. Затем, возможно, пойдет в детский сад, потом - в школу, на работу или в институт, и везде он встретится с другими людьми. А эти другие тоже хотят быть счастливыми, благополучными, хотят уважения, хотят проявить свои таланты, хотят, чтобы их понимали, хвалили, да мало ли чего хотят люди!
О каких же человеческих или нравственных качествах своего ребенка следует позаботиться родителям, чтобы помочь ему войти в мир людей и быть принятым в этот мир? Ведь не может быть счастлив человек, отверженный человеческим обществом. Да и обществу, чтобы процветать, необходимы хорошие, трудолюбивые, честные и справедливые люди.

Попробуйте составить список тех качеств, которые, по-вашему, необходимо воспитать родителям в своем ребенке.
Вы уже знаете "Золотое правило нравственности": "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Что стоит за этим правилом? Если ты хочешь добра себе, не причиняй зла другим. Если хочешь, чтобы с тобой поступали по справедливости, будь справедлив с другими. Если хочешь, чтобы тебя уважали, прояви уважение к другим. Продолжать можно бесконечно. Вопрос заключается в другом. Легко ли так поступать? Нет, конечно. Ведь любой человек всегда немного эгоист, то есть он любит в первую очередь себя, хочет, чтобы ему повезло, его похвалили, ему подарили и так далее. Но в том-то и секрет этого золотого правила - на доброту тебе вдвойне ответят добром, а на равнодушие - вдвойне равнодушием. Вот и сделайте выбор. А выбор требует усилия.

Другое замечательное правило, которое поможет ответить на вопрос, каким быть человеку, сформулировал еще в VI веке до н.э. Пифагор: "Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями". Что означает это правило Пифагора? Ответ как будто прост: не предавай, не ври, не обманывай, не поступай дурно, не желай другим зла, и тогда от тебя никогда не отвернутся друзья, у тебя не будет врагов. И вновь человеку надо сделать выбор, приложить усилие.

Оба эти правила, как видите, очень похожи. Они говорят о том, каким должен быть человек, чтобы он смог жить среди людей. Назовем эти правила основными. А что же еще? Наверняка вы сами сможете перечислить: чти отца и мать, уважай старших, не обижай наших братьев меньших - собак, кошек, птиц и так далее.
Но ведь этих качеств общество требовало всегда, неспроста их называют вечными, или непреходящими, нравственными ценностями. Да, эти человеческие качества никогда не устареют. Однако мир меняется, и каждое время предъявляет к человеку такие требования, каких не было раньше. Например, в первобытном обществе не было требования "не кради". Ведь красть-то было невозможно, да и нечего: все было общим. Какие же качества необходимы современному человеку и почему? Каким ему быть?

Современный мир - это мир без границ. Не удивляйтесь, но это так. И не только потому, что каждый из нас, имея деньги, может поехать в любую страну, а имея компьютер, выйти в интернет и связаться с жителем далекой Австралии или Южной Америки. Границы становятся практически незаметными еще и потому, что, имея спутниковую антенну - "тарелку", мы можем принимать практически любые телевизионные программы. Мы смотрим фильмы, читаем книги и газеты почти из всех стран мира. А еще мы можем иметь друзей за рубежом, можем встретить иностранных гостей на улице и в собственной школе; возможно, чьи-то родители работают в иностранных фирмах или сотрудничают с иностранными компаниями и так далее. Люди планеты Земля стали ближе друг к другу. Всего каких-нибудь три часа - и вы в Париже, а за девять часов огромный воздушный лайнер доставит вас на другую сторону океана - в США, Канаду, Мексику...

Следовательно, мы, жители нашей прекрасной планеты, стали чаще общаться, а также больше зависеть друг от друга. Раз так, значит, необходимо приспосабливаться друг к другу: ведь нельзя же жить в мире постоянных угроз и войн, людям нужен мир. Поэтому очень важно научиться уважать людей. Что это значит? А вот что.
Каждый современный житель Земли должен понимать, что люди разных стран подчас имеют правила и обычаи, совсем не похожие на те, к которым он привык. Имеют ли они на это право? Конечно, имеют. Значит, надо признать за людьми право быть непохожими, быть другими. Кроме того, надо признать право людей на свою точку зрения, на свою позицию. Если необходимо возражать, с чем-то не соглашаться, нужно делать это вежливо, доказывая свою точку зрения. Если не получается переубедить, надо научиться искать точки соприкосновения, уметь договариваться, постараться понять, почему человек думает по-другому, на чем основано его мнение. Это человеческое качество называется терпимостью, оно просто необходимо людям.

Как вы думаете, что значит быть терпимым? Почему в современном обществе это качество необходимо человеку?
В современном мире очень важным человеческим качеством также является ответственность. О необходимости ответственности за свои поступки говорили еще наши предки. "Чей грех, тот и в ответе", "Первый в совете, первый в ответе" - гласит народная мудрость. Ответственность за свое слово, за порученное тебе дело всегда считалась важным качеством человека. В современном мире, при современной технике это качество становится необходимым. Если человек плохо отдает себе отчет о своих поступках, это может привести к страшной катастрофе. Вы ведь знаете об аварии на Чернобыльской атомной электростанции и ее последствиях.

1. Является ли воспитание ребенка только личным делом его родителей?
2. Среди каких людей вам хотелось бы жить? Составьте перечень их нравственных качеств.
3. Среди каких людей вам меньше всего хотелось бы жить? Составьте перечень их характеристик.
4. Какие человеческие качества приобретают особое значение в современном мире? Почему?
5. Мы узнали, что есть по меньшей мере два основных правила воспитания. Попробуйте своими словами сформулировать еще какие-то правила, полезные для воспитания хорошего человека.
6. Как вы думаете, всегда ли человеку следует поступать так, как хотят от него другие люди?

Вспомните наш главный вопрос: что такое семья? Вы уже поняли, что однозначно ответить на него непросто. Теперь, после того как вы прочитали тринадцатый параграф, продолжите свой ответ на этот вопрос.




Евгения Королькова,
Надежда Суворова,
кандидаты педагогических наук

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru