"Я увидел: конец мой ещё не конец; Мой конец - это чьё-то начало..." В. Высоцкий Что ж, приходится констатировать, что мир сетевой периодической литературы пришел в упадок. Словно у него из-под ног выбили землю: Выбили, оставив за ним право свободного падения. Сможет ли он спастись, сможет ли найти способ вновь оказаться на высоте, сможет ли остаться нужным обществу? Давайте попробуем вместе разобраться в этом. 1. Почему?.. `Деньги правят миром`, - сказал известный герой известного фильма. Что ж, отчасти он прав. Один из основных факторов, который влияет на развитие мира литературы в Сети, - экономический. Он определяет дальнейшее развитие периодики почти на 90%. Что тут говорить: зачем работать себе в убыток, если можно работать себе в прибыль? Это общеизвестное правило как нельзя лучше подходит и к нашей ситуации. Посмотрим на это глазами писателя. Раньше, несколько лет назад, для того, чтобы издать какое-нибудь свое произведение, требовалось не только написать хорошее произведение, добиться его признания со стороны издателя, выдержать жёсткую критику и коррекцию, но и не утратить после всего этого любви к своему собственному детищу; желания - донести его до читателя - даже в таком, далёком от оригинального, виде. Кроме того, даже если писатель и `пробивал` в издательстве свое произведение, то получал за это расшатанные нервы, потерю всяких идей, которые хотел донести, и копейки - себе в карман. И вот совсем недавно все изменилось: писатели получили возможность не только свободно печататься, т.е. быть доступными читателю, но получать за это существенный гонорар: сегодня, чтобы издать хорошую книгу, достаточно убедить издателя в том, что она - хорошая. Гонорар этот может выплатить только тот, для кого издание произведения полностью себя окупило. Такие люди называются издателями, и для них жизненно важным становится желание потребителя (читателя) приобрести произведённую издателем продукцию. И хотя в Сети перед писателем открывается бесчисленная аудитория, писатель становится перед выбором. Издателю не выгодно заключение контракта, при котором существенная часть читателей, вместо того, чтобы платить за книгу, скачает текст по сети и с большой вероятностью эту книгу уже не купит. Писателю не выгодно выкладывать в сеть полный вариант своей книги - из-за того, что в этом случае ему едва ли удастся договориться с издателями. Поэтому приходится выбирать: или поместить свои произведения в Сети, стать почти общедоступным и не получить за это ни копейки, или `продать` свое произведение издателю, напечатать его ограниченным тиражом и получить за это некоторую сумму. То есть: получить возможность жить на свои книги; получить дополнительное время писать что-то новое - не задумываясь о том, что надо кормить себя и семью. Надо ли говорить, что многие выбирают второй путь. Конечно, это не означает, что писатели не хотят быть услышанными, вовсе нет. Просто здесь нет тех зол, из которых выбирают меньшее: писатель получает время писать новые книги (не отвлекаясь на суету добывания "хлеба насущного"), читатель получает возможность читать любимого писателя. И, к счастью, сегодня можно быть не только бедным и услышанным, но можно - быть богатым и услышанным. Здесь уже упоминалось - вскользь - об авторском праве: праве получать награду за результат своего труда. Дело в том, что написать книгу, роман или поэму - это не дело двух часов и даже не дело двух дней - на это нужно время, силы, терпение. Это уже психологическое: если общество не готово заплатить за твоё произведение ни копейки, зачем отдавать ему своё детище? Зачем раздавать свои идеи тем, кто не способен их оценить? Едва ли кто-то захочет платить такую цену за право быть услышанным и остаться непонятым. В сегодняшнем мире можно жить по принципу: за использование результата труда надо платить. Почему же литература должна быть исключением? Почему эффект воздействия Слова должен априори быть столь незначительным, чтобы не стоить ничего? А между тем позиция издательства тоже вполне ясна. Если они будут выставлять всем на показ, бесплатно, произведения авторов, они разорятся - и издавать книги в печатном виде будет некому; писатель опять останется с разбитым корытом, а читатель - с носом. Ведь в такой ситуации спрос на печатную продукцию резко снизится. Именно поэтому на сайтах издательств помещают только рекламу произведений, иногда с завлекающими отрывками из журнала, призванными вызвать у посетителей сайта интерес к бумажной версии журнала, книги, брошюры. Но все описанное выше не объясняет, почему сетевые библиотеки процветают. Почему они не вымерли вместе с сетевыми периодическими журналами? Почему читатель отдает предпочтение именно им? В мире, когда любое произведение доступно, когда писать их выгодно, а читать - интересно, их количество постоянно растёт. Самой сложной задачей становится умение ориентироваться во всём этом многообразии, возможность быстро найти именно то, что нужно. И вот здесь на первый план выходит преимущество электронного слова - удобство поиска. 2. А что дальше? Когда на землю приходит весна, тает снег. Он не исчезает, он просто переходит в другую форму. Мир меняется. Но снижение интереса к сетевым периодическим изданиям не значит, что Слово исчезает из нашей жизни. Оно переходит в другую форму, как снег с приходом весны. Зачем противопоставлять известность - экономической выгоде, интерес - удобству, если возможно получить и то, и другое. По крайней мере, на данном этапе развития. Сеть не стоит на месте - она живет вместе с миллионами людей, которые наделяют её жизнью. Она развивается параллельно с нашей страной. И, может быть, это хорошо, что новый этап развития уже наступил - что новая ступенька, вверх по лестнице, осталась за спиной. Теперь автор может получить вознаграждение за результат своего труда, за подаренное миру Слово; он получает возможность самосовершенствоваться, чувствует нужность всего того, что он делает; чувствует востребованность результата своей деятельности обществом. И это даёт силы творить дальше; это даёт желание делать свою работу ещё лучше, позволяет развиваться - во благо читателей, общества и себя. Сейчас результат труда, который приносит экономический эффект, по-настоящему ценится. Как любой новый этап развития, этот тоже характеризуется своими изменениями. Когда ребёнок был маленьким, ему нужна была соска, подгузники, коляска. Ребёнок вырос - и потребность во всём этом отпала. Плохо ли это?.. Наверное, немного грустно сознавать, что характерной особенностью этого этапа стал упадок интереса к периодическим изданиям в Сети. Жаль, что ребёнку больше не требуются такие красивые колясочка и сосочка... Но это не всегда означает, что ребёнок стал хуже. Он просто немного вырос, у него появились другие игрушки. Мы оставили за собой лишь роль стороннего наблюдателя - взяли понравившийся камушек в ладошку, посмотрели с разных сторон. Что будет с ним дальше? Что увидим в нём, когда взглянем на него в следующий раз? Это решать вам, дорогие читатели. Ибо драгоценный камушек Слова создан для вас. |