Обязательное школьное образование было введено в Швеции в 1842 году. Но в ее настоящем виде школа существует с 1962 года. В том же году был введен и первый современный учебный план. Для всех детей, проживающих в Швеции, школьное образование является обязательным. Все дети в возрасте от 7 до 16 лет обязаны посещать школу. Начиная с 1991 года, ребенок, по желанию родителей, может пойти в школу уже в возрасте 6 лет при условии, что существует согласие муниципальных властей. С 1 июля 1997 года все коммуны обязаны обеспечить прием в школу всех желающих детей в возрасте 6 лет. Для детей, не имеющих возможности посещать обычную школу по причине полной потери или сильно сниженного зрения или слуха, дефекта речевых органов или задержек в умственном развитии, существуют специальные школы. Наряду с муниципальными существуют альтернативные школы, но количество их невелико. Для признания в качестве обязательной такая школа должна соответствовать определенным требованиям, предъявляемым риксдагом и правительством. Характерной чертой политики в области образования в последние годы является активное проведение реформ. Изменилась система распределения обязанностей и ответственности в школе, а также система управления работой школы. Появились новые учебные планы, программы обучения и система оценки знаний. Расширилась свобода учащихся и их родителей в выборе школы. Основной принцип современной шведской системы образования состоит в том, что все дети и подростки имеют равные возможности получать образование, независимо от их национальности, социального положения или места жительства. Образование должно быть равноценным. 9-летняя обязательная школа (соответствует нашему неполному среднему образованию) и следующая за ней гимназия (соответствует старшим классам средней школы или средним специальным учебным заведениям) являются общеобразовательными с совместным обучением мальчиков и девочек. Учебный план 9-летней школы и учебный план гимназии являются едиными в масштабе всей страны. Среднее образование для взрослых в Швеции имеет долгую историю. Взрослым людям предоставлены широкие возможности для продолжения и завершения среднего образования в разных формах и в разных частях страны. Неполное и полное среднее образование для взрослых является частью системы общественного школьного образования. Все учебные заведения, входящие в систему общественного образования, полностью или частично финансируются из государственного и местного бюджета, обучение в них бесплатное. Учащиеся гимназий, вузов или не имеющие среднего образования взрослые люди, вернувшиеся на школьную скамью, получают необходимую финансовую поддержку в той или иной форме. Муниципальные школы Школы в Швеции могут быть государственными, муниципальными или альтернативными. Около 98% всех учащихся посещают муниципальные школы. Образование в муниципальных школах является 9-летним. С 1995 года отменено существовавшее ранее деление на младшие, средние и старшие классы. В новом учебном плане определены требования, которым должны соответствовать знания и навыки учащихся в конце 5-го и 9-го годов обучения. Такой подход делает возможным проведение оценки навыков учащихся в масштабе страны. Размер школ в Швеции может быть различным в зависимости от места их нахождения. В крупных городах школы в основном большие и могут насчитывать до 2000 учащихся. Для малонаселенной местности характерны небольшие школы. Все большее количество школ переходит сегодня на работу с так называемыми интегрированными классами, в которых собраны дети разного возраста. Каждая школа самостоятельно решает вопрос о структурной организации, о формах преподавания, размере классов и т.д. Многие учащиеся проходят обучение в одной и той же школе в течение всех девяти лет. Но нередко в 7-ом классе им приходится переходить в другую школу. При переходе в 4-й класс у учащихся, как правило, меняется учитель. С 1-го по 6-ой класс преподавание всех предметов ведется одним учителем, за исключением таких дисциплин, как домоводство, физкультура, рисование и музыка. В старших классах, начиная с 7-го, преподавание ведется несколькими учителями, каждый из которых специализируется, как правило, на двух или трех предметах. Обычно учащиеся автоматически переходят в следующий класс. Но, по согласованию с родителями, директор школы имеет право принять решение о невозможности перевода учащегося в следующий класс. Также директор имеет право принять решение о переводе способного учащегося, с согласия родителей, в следующий класс в течение учебного года. Более 95% выпускников 9-летних школ продолжают обучение в гимназиях (три года), предлагающих как профессиональную подготовку, так и теоретическое образование. Альтернативные школы Количество альтернативных школ в Швеции относительно невелико. Многие из них появились в результате объединения родителей и учителей вокруг общей идеи организации школы и построения процесса обучения. Нередко работа таких школ строится на принципах определенных педагогических теорий, доминирующими из которых являются педагогическое учение Монтессори и Вальдорфская педагогика. Имеется также ряд альтернативных школ с углубленным изучением религии. Учащиеся имеют право выбрать альтернативную школу для получения обязательного образования, если школа приравнена к обязательной. Рассмотрение вопроса о признание школы в качестве обязательной и вынесение решения возложено на Государственное управление школ и школьного образования. Необходимым условием является принципиальное соответствие предлагаемого образования образованию муниципальных школ, а именно: тип и уровень знаний и навыков, предоставляемых учащимся. Аналогичные требования предъявляются в отношении общих целей обучения и формирования у учащихся основных ценностных представлений. Гимназия Закон о школе обязывает муниципальные власти обеспечить возможность обучения в гимназии всем жителям округа в возрасте до 20 лет. В возрасте 20 лет и старше образование можно получить в одной из муниципальных школ для взрослых. Около 98% выпускников 9-летних школ продолжают образование в гимназии. Последние 25 лет были для шведской гимназии периодом реформ и развития. В 1975г. существовавшие до того различные типы школ, предоставлявшие теоретическое или профессиональное среднее образование были реформированы и преобразованы в единую гимназию (гимназия- школа) для всех подростков и молодежи. В 70-х и 80-х годах был предпринят ряд мер по совершенствованию гимназического образования с целью добиться большего соответствия между потребностями рынка труда и системы высшего образования, с одной стороны, пожеланиями и требованиями учащихся и выпускников гимназий, с другой. В конце 80-х годов началось структурное реформирование гимназии, которое, в свою очередь, привело к внесению в 1991 году значительных изменений в Закон о школе. Новая система гимназического образования начала вводиться в 1992/93 учебном году, а полностью ее введение завершилось в 1995/96 учебном году. Подавляющее большинство гимназий являются муниципальными. Гимназии специфической направленности (сельскохозяйственной, лесоводческой и садоводческой, гимназии, обучающие некоторым профессиям, связанным с уходом за больными и престарелыми) административно подчинены ландстингам. Изначально ландстинги занимались также специальными гимназиями для лиц с отставанием умственного развития, позднее эти гимназии были переданы в введение муниципальных органов. Кроме вышеперечисленных, имеется ряд частных гимназий, в основном, в крупных городах. |