Компьютер, уверенно и надежно занявший свое место в жизни современного человека, активно входит в школьные будни. При этом возрастная граница встречи с компьютером, его овладением стремительно снижается. С простейшими игровыми компьютерными устройствами ребенок взаимодействует уже с 3 - 4 лет. К моменту поступления в школу (6 - 7 лет ) у детей, как правило, есть некоторый опыт общения с компьютерными устройствами и тогда возникают вопросы: как работает компьютер; из чего он состоит; что у него внутри; почему он выполняет команды. На эти и другие вопросы и призван ответить школьный курс информатики. Начинать обучение целесообразно с младшего школьного возраста, так как известно, что самые прочные и пожизненные знания и навыки человек получает в начальной школе. Это связано с тем , что: - младший школьный возраст самый обучаемый; - знания и навыки, полученные в начальной школе, становятся основой и средством всей последующей познавательной деятельности. Однако методика начального обучения многие годы была связана в основном с теорией эмпирического мышления, что мало способствовало формированию у младших школьников полноценной учебной деятельности и основ теоретического мышления. Возникла необходимость в новых подходах к обучению в начальной школе. И именно таким новым подходом является система развивающего начального обучения. Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение. С учетом особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте в нашей школе была составлена программа по информатике для учащихся 1 - 3 классов. В основу занятий нами положены следующие принципы: - формирование основ информационной культуры, т.е. овладение основными понятиями информатики, такими, как команда, алгоритм, исполнитель; - развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря широкому использованию графических и звуковых средств; - применение ЭВМ для решения творческих задач конструирования и проектирования; - закладывание основ алгоритмизации, структурирования деятельности, направленной на решение поставленной задачи; - индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступность подачи информации, введение игрового элемента в процессе обучения. Согласно программе занятия в этих классах проходят по 1 часу в неделю в течение всего учебного года. Программа ориентирована на программно-методические комплексы "Вундеркинд", "Роботландию", "Алгоритмику". "Вундеркинд" - это 12 развивающих компьютерных игр для детей от 3 до 15 лет, которые хорошо вписываются в систему развивающего обучения в начальной школе. Освоение компьютера происходит в игровой форме с помощью "Азбуки-раскраски", "Малыш - 1,2,3". Кроме того, "Вундеркинд" позволяет осуществлять связь с такими предметами как русский язык (кроссворды), математика (решение примеров в игровой форме), рисование, музыка (графический и музыкальный редакторы). Параллельно с "Вундеркиндом" изучается "Роботландия", в которой хорошо представлена тема "Алгоритмы. Исполнители" (Алгоритмы - "Перевези козу", "Ханойские башни", "Черные ящики", "Машинист", "Муравей" ). Обучение искусству размышлять, умению планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и действовать в соответствии с ними - эту задачу помогает нам решить программный продукт "Алгоритмика". В качестве моделей исполнителей алгоритмов используются "Робот", "Чертежник", "Кузнечик". Таким образом, учащиеся знакомятся с компьютером , учатся общаться с ЭВМ в режиме диалога, знакомятся с понятиями меню, курсор, программными средствами, развивают логическое и алгоритмическое мышление. Но введение дисциплины `Информатика` в младшем школьном возрасте наряду с явными достоинствами породило множество проблем, в т.ч.: - норматив работы на ЭВМ для младших школьников не более 15 минут. Следовательно, урок разбивается на 2 части: теоретическую и практическую, причем практическая часть урока должна быть продолжением теоретической; - слабое умение учащихся говорить и вести записи в тетрадях вслед за объяснениями учителя. Для того чтобы решить эти проблемы, а заодно и повысить интенсивность уроков, мы пошли по пути создания двух тетрадей для обучения информатике: первая тетрадь для 3 класса, вторая - для 4-5-х классов. Предлагаемые в тетрадях задания предусматривают постепенное овладение такими приемами, как аналогия по одному или нескольким признакам, анализ объектов, сравнение их, обобщение и т. д. Восходя от простого к сложному, решая занимательные задачи со сказочными сюжетами и героями, ученик решает логические задачи, направленные на овладение искусством составления алгоритмов; в игровой форме знакомится со сложными понятиями: компьютер, монитор, клавиатура (расшифруй ребус, разгадай кроссворд, игра-репортаж из компьютера); наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установку сходства и различия (подбери пару, определи, где чей снеговик ). Тетрадь для 4-5-х классов содержит более сложные задания, рассчитанные не только на объяснение учителя, выполнение вместе с учителем, но и на самостоятельную работу. Задание "Составь по картинке свой рассказ о том, где используется компьютер" учит детей мыслить, правильно и связно излагать свои мысли. Особый интерес вызывает у ребят урок `Вырезалки`, на котором они вырезают и клеят дискету, монитор, компьютер, клавиатуру, что позволяет лучше узнать устройство всех частей компьютера. Тема "Алгоритмы" богата жизненными примерами алгоритмов: алгоритм "заварка чая"; алгоритм "переход улицы"; алгоритм "полей цветы"; игры - алгоритмы "Закоулки", "Путешествие Тяпы", "Морские пираты". Интересно и увлекательно проходят уроки по теме координаты , где ребята при помощи исполнителей "Кузнечик", "Чертежник" знакомятся с координатами точки, играют в "Морской бой", разгадывают пословицы, используя координаты. Уже в 5 классе ученики выполняют задания не только на нахождение точек по координатам, но и на построение рисунков, исправления неверно написанных алгоритмов. Вообще игра - существенный компонент познавательной деятельности детей младшего школьного возраста. Стремление к игре, интерес к игровым ситуациям на уроке, увлеченность игровым сюжетом - это закономерное явление, обусловленное психологической потребностью детей этого возраста. Кроме того, эффективность организации умственной деятельности детей младшего школьного возраста в значительной степени зависит от условий протекания учебно-познавательного процесса в школе, одним из которых является стиль взаимоотношений учителя и ученика. Ребенок должен ощущать радость общения со взрослым человеком (учителем) - только в этом случае его познавательный труд будет эффективным, а обучение поистине развивающим. Таким образом, среди важнейших требований к организации познавательного процесса шестилетних детей в условиях развивающего обучения можно выделить следующие: - гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию; - целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей; - использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью; - сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении; - включение новых знаний в практическую деятельность учащихся, как необходимое условие их успешного усвоения.
Есин Николай Макарович, Бердникова Наталья Николаевна, Малыхина Любовь Викторовна |