Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Информатизация естественных дисциплин
<<назад

Компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение компьютеров позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширить возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения. Непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели обучения - формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого локального этапа в обучении.

В наши дни возникли принципиально новые условия для реализации концепции компьютерного обучения, ее конкретизации и практической апробации. Появление ПК, расширение их функциональных возможностей, а главное, все более массовое внедрение компьютеров в учебный процесс создают необходимые предпосылки для обеспечения продолжительного контакта каждого учащегося с компьютером, во время которого, собственно, и происходит процесс компьютерного обучения.

Результативность компьютерного обучения по различным учебным дисциплинам существенно зависит от уровня компьютерной грамотности как учащихся, так и учителей. Сам факт введения массового компьютерного всеобуча создает благоприятные предпосылки и для повышения эффективности компьютерного обучения. Особую роль в компьютерном обучении играют программные и технические средства машинной графики. По существу, эти средства позволяют сделать рисунок объектом общения учителя, учащегося и компьютера.

Накопленный практический опыт позволяет с должным научным обоснованием подходить к дальнейшему углублению и конкретизации теоретической концепции компьютерного обучения, отражающей сложные, диалектичные по самой своей сути педагогические процессы и явления, связанные с внедрением компьютерной техники в учебный процесс.

На исполнительском этапе учебно-познавательной деятельности, казалось бы, проблема общения не столь важна - учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить ту или иную задачу. Но этот этап самым непосредственным образом связан с контролем и оценкой хода и результатов работы, когда наряду с объективными показателями результативности, значение приобретает субъективный фактор - мнения учителя и товарищей, их отношение к результатам учебного труда каждого учащегося. Именно система отношений в межличностном взаимодействии всех участников процесса обучения и предопределяет, в конечном счете, его воспитательную эффективность. Все сказанное дает основание утверждать, что в условиях компьютерного обучения необходимо обратить самое серьезное внимание на организацию коллективных форм учебной деятельности. В многочисленных психолого-педагогических исследованиях убедительно показано, что такие важнейшие качества личности, как независимость суждений, критичность к чужому мнению, самостоятельность поступков, готовность оказать помощь товарищу и т. п., формируются, прежде всего, в коллективной деятельности. При всей неоспоримой воспитательной значимости общения в разновозрастных группах заслуживает серьезного внимания и изучение общения друг с другом детей и подростков одного возраста - сверстников.

Проблема эмоциональности обучения в условиях компьютеризации заслуживает внимательного изучения. Эмоции - важнейшая характеристика человеческой личности. Они играют роль регуляторов человеческого поведения, выражают сущность человеческих чувств и переживаний, определяют нравственные качества человека, его отношение к действительности и, в конечном счете, его мировоззрение. Важность формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу в процессе обучения доказана многочисленными исследованиями. Особую значимость приобретает создание обстановки, позволяющей учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей (пусть объективно и незначительных).

Компьютер занимает особое место в системе средств обучения. Этот вопрос представляется актуальным, поскольку педагогические возможности компьютера как средства обучения, по ряду показателей, намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения - проблема создания педагогически целесообразных обучающих программ. Имеющийся опыт разработки и использования пакетов прикладных программ для компьютерного обучения свидетельствует о том, что они представляют собой эффективное средство обучения для учителя-предметника. Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу. На уроках физики, химии, биологии можно продемонстрировать те или иные явления, работу сложных приборов и механизмов, сущность различных технологических процессов, некоторые биологические явления. Широкое использование средств наглядности позволяет повысить уровень преподавания предмета, сделать доступным изложение сложного учебного материала, внести в процесс обучения элемент эмоциональности.

Основными направлениями использования графических средств современных компьютеров являются: демонстрация различных физических опытов; механизмов и явлений, портретов ученых, исторических документов, иллюстраций. Немаловажным направлением является внедрение в учебный процесс методов когнитивной графики и моделирования, прежде всего: визуально-наглядных обучающих программ и тренажеров.

В настоящее время для решения задач иллюстративной компьютерной графики используется значительное количество программных средств. В состав Microsoft Office входит приложение Microsoft PowerPoint, предназначенное, прежде всего, для создания и показа презентаций делового характера (бизнес-докладов и различных рекламных презентаций). Использование данных возможностей позволяет быстро и качественно создавать, редактировать и демонстрировать широкой аудитории различного рода рисунки, фотографии, тексты, анимации, видео- и аудио- клипы, которые можно легко импортировать из различных источников. Для облегчения работы по созданию презентаций полезно накапливать библиотеки демонстраций и разнообразных графических объектов. Это позволит оперативно использовать их в различных ситуациях.

Татьянкин Борис Александрович

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * [email protected]