Помните, песенку из нашего детства: "В юном месяце апреле, в старом парке тает снег..." Кажется, там еще было такое: "Детство кончится когда-то, ведь оно не навсегда..." Беззаботное детство наших с вами дошколят подходит к концу именно в апреле - в этом месяце начинается запись в первые классы. События, которые произойдут в жизни вашего ребенка в ближайшие месяцы, - выбор школы, первое собеседование и летняя подготовка к первому учебному году, заложат фундамент десяти лет школьной жизни, а может даже, определят и всю дальнейшую судьбу вашего малыша. Где будем учиться? Начинать думать над этим вопросом вообще-то надо не в апреле, а еще в сентябре, за год до поступления в первый класс. В Москве около полутора тысяч различных общеобразовательных учреждений, и сделать правильный выбор при таком разнообразии действительно не просто. Тем более что все чаще школы приобретают новые статусы, смысл которых, для большинства родителей остается загадкой. Итак, Прогимназия - это подготовительная ступень для поступления в гимназию. Гимназия дает классическое образование в средней и старшей школе с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Гимназическое образование начинается с пятого класса, в начальной школе гимназических классов не бывает. Лицей работает в тесном контакте с определенными вузами. Преподаватели этих вузов помогают разрабатывать учебные программы, ведут уроки или дополнительные занятия. Чаще всего выпускные экзамены в лицее засчитываются как вступительные в вуз. Школы с углубленным изучением определенного предмета. Особой популярностью последнее время пользуются школы с углубленным изучением иностранных языков, истории и права, экономики и экологии. Можно также найти школу, специализирующуюся на изучении физики, математики, химии и биологии, изобразительного искусства, литературы, информатики, а так же музыки и хорового пения. Школы с этнокультурным элементом. В таких школах подробно изучают культуру того или иного народа, его историю, традиции и язык. Учреждением с этнокультурным элементом образования может быть не только школа, но и детский сад, и УВК, и интернат. УВК - учебно-воспитательный комплекс. Сочетает в себе дошкольное и школьное образование. УВК работают по схемам "детский сад - начальная школа" или "детский сад - средняя школа". Программа УВК построена так, чтобы облегчить ребенку привыкание к школьным порядкам и сделать переход из дошкольного периода в школьный максимально мягким. Единственный недостаток УВК, в том, что, если у ребенка не сложились отношения с ребятами в подготовительной группе, у него не будет возможности найти друзей в новом учебном коллективе. Школы - экспериментальные площадки или школы-лаборатории находятся в подчинении городских властей. На их базе отрабатывают новые программы обучения. Лесные (санаторные) школы созданы для обучения детей, страдающих определенными заболеваниями. Программы обучения в них разработаны с учетом состояния здоровья маленьких учеников. Лесные школы специализируются по заболеваниям: -желудочно-кишечного тракта; -нервной системы; -кожи неинфекционного характера; -сердечно-сосудистой системы; -органов дыхания. Школы здоровья. На сегодняшний день в столице таких школ около десятка. Они организуются в рамках городской программы "Образование и здоровье". Школы здоровья сочетают в себе функции поликлиники и школы одновременно. Например, первый этаж школьного здания занимают медицинские кабинеты, а на других этажах располагаются учебные классы. В Школы здоровья принимают ослабленных детей, нуждающихся в постоянном контроле врачей и оздоровительных процедурах. Школьное расписание составляется с учетом потребности в лечении. Например, два или три урока дети учатся, а потом расходятся на урок здоровья. Один идет на массаж, другой в кабинет физиотерапии, третий - на лечебную физкультуру. Таким образом, малыши имеют возможность лечиться, не пропуская уроков и не теряя время на дорогу до клиники. В остальном учебный план в школах здоровья не отличается от обычных. Будь готов! Прежде, чем отправиться в школу на собеседование, постарайтесь самостоятельно оценить, готова ли ваша кроха "сменить имидж" и превратиться из дошколенка в первоклассника. Важнейший критерий оценки готовности малыша к обучению - анатомо-физиологическое развитие, позволяющее, во-первых, довольно длительное время выполнять определенные задания, а во-вторых, в достаточной степени владеть точными движениями пальцев рук, т.е. мелкая моторика должна быть развита настолько, чтобы малыш справлялся и с лепкой, и рисованием, и с письмом. Не менее важна способность будущего ученика понять поставленную перед ним задачу и контролировать свои собственные поступки. Шести-семи летний ребенок в принципе способен уважительно относиться к предъявляемым требованиям и сдерживать непроизвольные действия. Если малыш не справляется с собственными чувствами настолько, чтобы выполнить до конца любую порученную (зачастую не самую интересную) работу, в школе возникнут проблемы с поведением и, как следствие, с успеваемостью. Кроме того, признаком "школьной зрелости" психологи считают "личностную готовность", а иначе говоря, позитивное отношение малыша к школе. Страх перед школой, не желание становиться учеником или полное равнодушие к предстоящей перемене в жизни часто становится в дальнейшем причиной нежелания учиться. И, наконец, к моменту поступления в школу, малыш должен быть достаточно развит интеллектуально. Для психологов и преподавателей это в первую очередь означает, что ребенок обладает определенным набором сведений об окружающем мире и может анализировать простые факты. |