Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

Ребёнок и книга
<<назад

Большинство родителей стремится как можно раньше научить читать своего ребенка. Особенно усердно с детьми занимаются перед поступлением в школу.
Какие же книги должны читать дошкольники?
Конечно же интересные, познавательные, развивающие и красочно оформленные. Но необходимо помнить и о том, что не только содержание, но и оформление книги должно соответствовать возрастным возможностям ребенка.

Учение - труд

Для маленьких детей чтение - очень большая нагрузка. Навык у ребенка еще не сформирован и он не может, как это делают взрослые, скользить взглядом вдоль строки, быстро схватывая суть. Он рассматривает каждую букву отдельно, причем не целиком, а по частям, затем распознает, осмысляет и наконец произносит вслух. На следующем этапе (букве или слоге) все повторяется. Время от времени взгляд ребенка возвращается немного назад, чтобы уточнить информацию. При этом ему еще надо удержать взгляд на одной строчке, что не так-то просто - ребенок быстро устает, внимание рассеивается, и вот строчка уже потеряна, хотя он и водил по ней пальцем. В конце строки - новое испытание: надо переходить на следующую. К тому же долгая зрительная работа на близком расстоянии не соответствует физиологии 5-6-летних дошкольников: большинство в этом возрасте дальнозоркие. Преломляющая сила оптической системы глаза формируется у ребенка к 7-8 годам. Поэтому при чтении глаза постоянно находятся в напряжении.

Как правильно выбрать книгу

Обучая ребенка чтению, взрослому нужно запастись огромным терпением. Не торопите его и уж совсем ни к чему комментировать его результаты ехидными замечаниями.
Важно правильно подобрать что читать. Облегчить малышу восприятие напечатанного и преодолеть трудности может книга, в которой соблюдены следующие требования:
* Бумага - должна быть белой, хорошего качества, на фоне которой контрастно выделяются черные буквы.
* Шрифт - четкий, разборчивый, с ясно выраженными внутрибуквенными просветами. Лучше, если все элементы букв будут одинаковой толщины и без декоративных излишеств.
* Считается, что чем крупнее буквы, тем легче ребенку прочесть их. Однако чересчур большие буквы неадекватны для работы зрительной системы ребенка 5-6 лет. Оптимальная высота строчных букв - 3,5 мм.
* Оптимальная длина строки в детской книге - 128 мм. Этот размер установлен экспериментально. Ученикам 1-го класса предложили прочитать тексты с длиной строк от 112 до 134 мм. Детям не подходила ни маленькая, ни большая строка: и в том, и в другом случае они делали много ошибок, быстро утомлялись.
* Важно также, чтобы строки не были напечатаны слишком близко, не `набегали` друг на друга. Оптимальный межстрочной пробел - 2,8 мм.
* Желательно, чтобы иллюстрации были расположены сверху или сбоку от текста - ребенок будет меньше отвлекаться при чтении.

Как сохранить хорошее зрение

Качество полиграфического оформления книги самым непосредственным образом влияет на эффективность овладения навыками чтения. К тому же оно помогает дошкольнику сохранить хорошее зрение.
Глаза 6-7-летнего ребенка находятся еще в развитии: постепенно перестраиваются зрительные функции, совершенствуются глубинное зрение, стереоскопическое восприятие и способность различать цвета. А родители спешат, стремясь к тому, чтобы ребенок научился читать как можно раньше и читал бы как можно больше. О зрительном напряжении 6-летнего первоклассника, систематически работающего с мелкими знаками на близком расстоянии, и говорить не приходится.
Вывод неутешителен: формирование зрительного аппарата у детей происходит на фоне значительных нагрузок на глаза. Поэтому число учеников с нарушениями зрения велико и растет по мере приближения к окончанию школы. За время обучения в средней школе число близоруких детей увеличивается с 4 до 40%.
Однако требования учебного процесса изменить невозможно да и бессмысленно. Остается только вооружиться необходимыми знаниями и следовать правилам, которые позволят ребенку быстро научиться читать и сохранить при этом хорошее зрение.
Близоруким родителям следует быть особенно внимательным к своим детям, так как именно они относятся к группе повышенного риска.

Для профилактики нарушений зрения у детей придерживайтесь следующих правил:

* Рабочее место ребенка должно быть организовано с учетом всех необходимых требований к освещению и эргономике. В первую очередь ребенку должно быть удобно сидеть.
* Нельзя заставлять ребенка читать очень долго, его возможности ограничены. Длительность одного `сеанса` чтения не должна превышать 8 минут. Хотя, конечно, для каждого ребенка это время определяется в зависимости от общего состояния его здоровья и сиюминутного самочувствия, от индивидуальных особенностей развития, созревания отдельных систем организма и, наконец, от уровня его способностей.



Людмила Леонова
Член-корреспондент РАО, доктор медицинских наук, профессор
Журнал "Материнство", учредитель и издатель Издательский дом "Паспорт Интернэйшнл"

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru