Зачем проводят собеседования при поступлении в школу? В одном случае это делается при отборе наиболее подготовленных ребят в спецшколу. В другом -- для распределения детей по классам с разной степенью интенсивности обучения -- от "классов выравнивания" до классов, в которых дети учатся по ускоренной программе. Собеседование дает возможность определить, насколько ребенок подготовлен к школьной жизни, прогнозировать его успехи. И чем лучше готов ребенок к изменениям, связанным со школой, тем спокойнее и безболезненнее будет проходить его адаптация.
Готов ли ребенок к школе
Вы уже наслышаны, как готовились к этому испытанию ваши знакомые, друзья, но результат экзамена иногда оказывался для них неожиданным и обидным. Одна из причин неудачи скрывается в том, что в обстановке собеседования дети теряются, не успевают уложиться в срок, отвлекаются или не могут сосредоточиться.
Причины этого нужно обязательно определить, потому что в общем-то семилетний ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, реализовать его, приложить определенное усилие для преодолении препятствий.
С нашей помощью вы могли бы провести дома своеобразную "репетицию" экзамена. Однако мы не предлагаем вам универсальную шпаргалку, в точности совпадающую с заданиями, которые будут на экзамене. Да это и невозможно, ведь в каждой школе свои требования.
Методики, используемые для определения готовности к школе довольно разнообразны.
Но прежде чем рассказать о некоторых из них, давайте условимся:
- не занимайте позицию проверяющего, не принуждайте ребенка к работе. Воздержитесь от фраз типа: "Вот я сейчас проверю, возьмут ли тебя в школу", гораздо лучше сказать: "Давай вместе посмотрим, как ты умеешь заниматься".
- если ребенок почему-либо отказывается от работы, отложите ее на другое время;
- ребенок обязательно должен быть в хорошем настроении. Если он занят интересной игрой, увлечен, дайте ему возможность ее закончить;
- на успехи и неудачи ребенка реагируйте сдержанно, ровно, доброжелательно. Не фиксируйте его внимание на ошибках. Если "ученик" не справился с заданием, поддержите его, в следующий раз у него обязательно все получится;
- не пытайтесь выполнить сразу всю работу целиком, это тяжело. Оптимальная продолжительность работы - 15-20 минут. Однако время занятия может изменяться в зависимости от состояния ребенка;
- ребенок не должен все делать только на "отлично". Есть показатели первоочередные и второстепенные, те, что восполнятся в процессе обучения.
Поэтому не делайте далеко идущих выводов из результатов и помните: никакой тест не дает стопроцентного прогноза успеха или неудачи, он только подсказывает, на что нужно обратить внимание.
ЕЛЕНА СЕВЕРИН |