Да в общем, начали мы как и все - считали пальчики. Порядковый счет до 10 был усвоен очень быстро к двум годам. Обозначения цифр мы знали в 1г.4м. Выучили цифры по картинкам: кошка, собака, буква А, лошадка, цифра 3: В маленьком возрасте все равно какую информацию по картинке воспринимать - почему бы и не эту? Можно было бы и раньше, но я ничего не знала о раннем развитии и занималась с ребенком чисто интуитивно.
Дроби
Так до 3,5 лет мы и застряли на порядковом счете, пока не начали заниматься музыкой. А по музыке ведь проходят длительности нот, и так их и называют - целая, половинка, четвертная, восьмая: Так что нам пришлось начать с дробей: Резали яблоко, рвали на части бумагу, просто рисовали - не поняла. В конце концов доча сказала: мама, восьмая - это короткий звук - ТА, четвертинка - это один звук из двух коротких, сыграть надо нотку и успеть пропеть ТА-ТА, половинка - это когда успеваешь спеть ТА-ТА, ТА-ТА. И задумалась надолго. Я, удивленная таким ходом мыслей виду не подала и говорю: ну, а целая? Саша говорит: это в уме сосчитать трудно. Я говорю: тогда нарисуй. Рисунок был такой:
Каждая палочка - это ТА. А всего восемь ТА! - целая нота. Саша была так горда своим успехом, что два дня пыталась объяснить всему садику эту теорию дробей, впрочем, как я поняла, безрезультатно.
Учительница музыки на следующем занятии тоже попыталась резать яблоко. Саша рассказала и ей о своей теории - и решили они ничего не резать, а хлопать в ладоши - один хлопок - восьмая нотка, два хлопка - четвертинка...
Оказалось, что трехлеткам гораздо проще складывать, чем делить.
Придя сложным путем к простой истине, мы решили заняться сложением.
Сложение
Дело было так. Я решила, что все равно, что складывать, лишь бы начать процесс. Предложила Саше складывать книжки.
Говорю: вот две книжки, а вот еще одна. Сколько всего книжек? Получаю ответ: одна книжечка про уточек, одна про мышек и одна про петю-петушка. Приблизительно такой же ответ я получила и про чашечки: одна с домиком, одна с цветочком и одна с тетей, очень страшненькой...
Тогда я поняла, что если сначала учить ребенка сложению, а потом группированию предметов по признаку, то лучше начинать складывать одинаковые вещи. Счетных палочек у нас не было, зато было детское домино, крупного размера, приблизительно 7х14 см, с точками-горошинами. Удобным оно оказалось еще и тем, что на одной карточке-домино две картинки с горошками, наглядно.
На этом "дидактическом материале" счет до двенадцати был усвоен мгновенно, минут за 15. Следующим этапом я решила показать, что можно записывать эти примеры на бумаге.
Начали мы так: я рисовала прямоугольник, делила его на две части, рисовала горошки в верхней части и в нижней части и предлагала посчитать нарисованные горошки вместе. Приговаривали мы с Сашей при этом следующее "литературное произведение":
мы рисуем домино,
с половинками оно,
сверху ставим цифру 2,
а внизу 4.
Если сосчитаем вместе,
то получим :ровно 6!
(здесь безграничное поле для фантазии, но ребенок балдел просто от повторяющегося начала: мы рисуем домино, с половинками оно...
Сразу же под рисунком я записывала этот пример с помощью цифр, впрочем, особенно не привлекая Сашино внимание к этому процессу, очень быстро.
Дальше с помощью тех же рисунков стали усложнять задачу:
мы рисуем домино,
с половинками оно,
сверху ставим цифру 2,
а внизу: не знаем!
Сколько надо дописать,
чтобы получилось 5?
Согласитесь, это уже практически уравнение! 2 + х = 5. Внизу под рисунком я так и записала, пояснив, что когда чего-то не знаем, то пишем вместо этого букву х.
Изрядно натренировавшись примерами на сложение, Саша не задумываясь выдает правильный ответ - 3! Значит, х=3, перевожу я.
|