5 класс (1 час в неделю, всего - 34 ч) `Жизнь как процесс` Этический блок (6 часов) Непрерывность и цикличность жизни. Космос. Вселенная. Земля. Жизнь. Происхождение жизни на Земле. Разнообразие видов живых существ. Человек, как вершина эволюции живой природы. Цикличность жизни человека. Прошлое, настоящее и будущее. Поколение. Преемственность поколений. Смена поколений. Младенец, ребёнок, взрослый, зрелый человек. Психологический блок (8 часов) Познавательная раскрепощенность. Эмоциональные и личностно-коммуникативные барьеры, связанные с осуществлением познавательных процессов. Сплоченность группы, условия для самораскрытия каждого. Предъяв-ление и выражение себя. Выразительные формы самопредъявления. Интеллектуальная и поведенческая креативность. Многозначность восприятия. Умение логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора, обратиться к другому с просьбой, механизмы понимания другого. Взаимодействие в группе. Внимание, образная память, лексический запас, воображение. Наблюдательность, интеллектуальная гибкость. Адекватный словарь для анализа межличностных отношений между людьми. Множественность социальных ролей: мужчина - женщина, ребенок - подросток - взрослый, дочь - мать, сын - отец, брат - сестра. Правовой блок (6 часов) Ребенок, как субъект права. Права и обязанности детей. Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон `Об основных гаран-тиях прав ребенка в Российской Федерации`, Семейный кодекс Российской Федерации. Реализация прав в повседневной жизни. Социальные службы для детей. Социальная инфраструктура для детей. Государственная политика в интересах детей. Общественные организации в интересах детей. Семьеведческий блок (6 часов) Семья и задачи семьи. Семья как малая социальная группа, выполняющая определенные функции. Семья, как ячейка общества. Влияние общественного строя на проявление семейных отношений. Черты современной семьи: биархатный характер; двупоколенность; усиление нравственно-эстетических и психологических сфер семейной жизни; демократизация отношений между супругами, повышение уровня притязаний к семье и брачному партнеру; свобода и самостоятельность в выборе брачного партнера; создание и развитие семьи. Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз. Функции семьи. Психологическая функция как реализация в семье потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке. Воспитательная функция: дети как фактор, укрепляющий семью. Значение семейного воспита-ния. Неоднозначная роль матери и отца в воспитании ребенка. Хозяйственная функция. Быт, как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется и воспитывается человек. Распределение домашних обязанностей в семье. Проблемы ведения домашнего хозяйства и их влияние на социально-психологический климат семьи. Медико-гигиенический блок (8 часов) Перестройка деятельности различных органов и систем организма в под-ростковом возрасте. Гигиена тела и полости рта. Гигиена рабочего места школьника. Рациональное, сбалансированное питание. Гигиена питания. Профилактика нарушений зрения. Вредные привычки: алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье. |