Любую сложную ситуацию легче разрешить тому, кто может посмотреть на нее со стороны. Человек, разбирающий конфликт, должен понимать, что происходит, но в то же время не должен заражаться эмоциями конфликтующих сторон. Идеальным "рефери" будет специалист, обладающий навыками психологической помощи, например, грамотный школьный психолог. К сожалению, далеко не во всех школах есть такой сотрудник, не меньшее сожаление вызывает и то, что часто занимающие эту должность не являются профессионалами или вынуждены встать на сторону учителя, поскольку спасают честь мундира. Тем не менее, прежде чем пытаться самостоятельно разобраться с учителем, стоит поговорить с психологом, если таковой в школе есть. За рубежом никто не удивится, если родители наймут стороннего специалиста для разрешения конфликта ребенка и учителя, однако в нашей стране это может быть воспринято в штыки. Поэтому такой в общем-то правильный и удобный вариант отпадает. Но если у вас есть возможность, обратитесь к специалисту, чтобы он проконсультировал вас и ребенка. Это станет большим подспорьем, даже если общение с педагогом вы будете вести самостоятельно. Родителю сложно выполнять функцию миротворца, поскольку в конфликт вовлечен самый дорогой для него человек - ребенок. Однако в большинстве случаев именно мать или отец вынуждены вмешаться и разобраться в ситуации. Как правило, родители начинают бить тревогу, когда конфликт ребенка с педагогом дошел "до ручки". То есть у ребенка развился школьный невроз. Можно ли до этого не доводить? Разумеется, тем более что на ранних стадиях недоразумение уладить значительно проще, чем когда ученик и учитель начинают скрежетать зубами при виде друг друга. К сожалению, многие дети не сообщают родителям о своих конфликтах в школе. Некоторые боятся родительского гнева. Другие просто не могут сформулировать суть проблемы - они чувствуют, что что-то не так, но рассказать о наболевшем не могут - это особенно свойственно ученикам 1-6 классов. Вот как можно заподозрить конфликтную ситуацию. Ребенок стал терять интерес к учебе. Ученик начальной школы не хочет идти на занятия вообще, более старший ребенок явно пренебрегает каким-то предметом. Ребенок "забывает" сделать задание, оставляет дома учебник и тетрадь - пытается вести себя так, как будто этого урока не существует. Ребенок неадекватно реагирует на вопросы о каком-либо предмете или учителе. Раздражается, изменяется в лице, замыкается в себе. Ребенок рисует карикатуры на определенного учителя, уродует учебник по конкретному предмету, его тетрадь грязнее, неряшливее обычного. Когда вы приходите с собрания, он исподволь или прямо интересуется, была ли "химичка", "русичка" и т.п. и что она говорила. У ребенка портится успеваемость по определенному предмету. Он может скрывать свои тревоги за внешним безразличием ("мне плевать", "я не собираюсь быть инженером" и т.п.). У него понижается самооценка, падает уверенность в себе ("я не способен к математике", "из меня не выйдет художника" и т.п.). Классный руководитель или учитель делает записи в дневнике ребенка о плохом поведении на уроке. Если вы заметили некоторые из этих симптомов, то, скорее всего, у ребенка конфликт с педагогом. Если вы заподозрили школьный конфликт, поговорите с ребенком начистоту. Прежде чем начать разговор, определите его задачу. Если вы соберетесь провести воспитательную беседу на тему: "Учитель всегда прав, а ты должен учиться несмотря ни на что, и вообще, сам виноват...", то ребенок замкнется и вы ему ничем не сможете помочь. Цель вашего разговора - дать ребенку возможность высказать то, что его тревожит. Только после того, как эмоции будут выражены (какими бы неадекватными они ни показались), ребенок сможет принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. Итак, успокойтесь и начните разговор с ребенком. Не задавайте вопросов - спокойно излагайте свои соображения. "Саша, мне кажется у тебя проблемы с Марией Ивановной..." Если до этого вы ругали ребенка за его недовольство школой или учителями, то скажите ему четко и ясно, что впредь вы будете воздерживаться от этого. "Мне может нравиться или не нравиться твое отношение к школе. Если ты захочешь узнать мое мнение, я тебе его скажу. Но сейчас я хочу понять, что происходит с тобой. Я постараюсь помочь тебе". Ребенок должен быть уверен, что этот разговор не станет поводом для нотаций, что вы не злоупотребите его доверием.
Анна Бабина |