3 класс (система 1-4). Форма: практическая работа (дети работают на протяжении урока парами). Автор: М. Смирнова, г. Москва Ход урока Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь со "знакомым незнакомцем". Ваша задача - рассмотреть вещество, находящееся в пробирках, определить его свойства, назвать его и подтвердить свои выводы с помощью опытов. На столах лежат протоколы лабораторной работы, в которых выбудете записывать результаты своих наблюдений. Подпишите их. (На протяжении всего урока дети заполняют таблицу). Итак, начнем. Рассмотрите вещество, находящееся в пробирках и опишите его. 5 - 7 минут ребята изучают внешние признаки вещества и записывают результаты наблюдений в таблицу. Ответы детей: - Это вещество находится в жидком состоянии, оно бесцветное, прозрачное, не имеет запаха, оно может изменять форму если пробирку наклонить, то жидкость изменит форму, оно увеличивает предметы. Учитель: Поясни, пожалуйста, свою мысль. Ученик: Мои пальцы, которыми я держу пробирку, кажутся больше, если смотреть на них через пробирку с этой жидкостью. Учитель: Подумайте, какими опытами можно доказать ваши наблюдения. Ученики совещаются, затем подходят к демонстрационному столу, выбирают необходимые им предметы и возвращаются на свои места. Ответы детей : 1. Свойство прозрачности жидкости можно доказать, помещая за пробирку с жидкостью разные картинки или даже страницу с текстом. Можно увидеть, что находится за пробиркой. Этот опыт доказывает, что стекло тоже прозрачное. Можно доказать и по другому. Положим картинку в тарелку и нальем в нее эту жидкость. 2. Жидкость бесцветна. У нас есть цветовая шкала. Сравним все оттенки шкалы с цветом воды и увидим, что наша жидкость - ВОДА. 3. То, что это ВОДА доказывает и то что она не имеет запаха. Можно понюхать и убедиться. 4. ВОДА принимает форму той колбы, в которую ее наливают (ученик наливает воду из лабораторного стакана в колбы разной формы). 5. ВОДА течет. Посмотрите, я вылью ее на плоский поднос, и она растекается в лужу. 6. Предметы в ВОДЕ кажутся больше, чем на самом деле. Посмотрите, как увеличилась та часть картинки, которая видна через воду. Учитель: А может быть, это стекло увеличивает? 6. Нет, ведь рыбки в аквариуме тоже кажутся больше, если смотреть только через ВОДУ. 7. ВОДА может растворять разные вещества. Если в пробирку насыпать измельченный мел, то ВОДА станет мутной (демонстрирует). Часть мела растворилась в воде. 8. ВОДА растворяет не все вещества. Если влить в пробирку с водой вазелиновое масло, оно не смешается с ВОДОЙ, а будет плавать поверх ВОДЫ. 9. ВОДУ можно очистить с помощью фильтра. Я положил в воронку бумажную салфетку и пропускаю через нее ВОДУ, в которой растворен мел. Посмотрите, ВОДА стала более чистой. Если сделать это еще раз, ВОДА станет совсем прозрачной. Учитель : Спасибо. Внесите необходимые дополнения в свои отчеты о работе. Мы не сказали еще об одном свойстве. ВОДА - это физическое тело. Значит, она должна при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься. Как это доказать? ДЕТИ: 10. Надо нагреть пробирку с ВОДОЙ на горелке. 11. А у меня однажды банка с водой лопнула, когда я положил ее в морозильник. Получается, что ВОДА при охлаждении расширяется? Учитель : Ваши предположения мы проверимна следующем уроке, когда будем говорить о трех состояниях ВОДЫ. А пока запишите ваши гипотезы. Выберите один - два вопроса, на которые вам хотелось бы найти ответ, запишите их на 4-й странице вашего отчета. Вопросы для домашней работы: - Почему ВОДА в стакане бесцветная, а в море - синяя или черная? - Куда исчезает ВОДА из чайника, долго стоящего на плите? - Почему кипящий чайник свистит 1 - Почему зимой лопаются водопроводные трубы? - Может ли ВОДА иметь постоянную форму? Учитель: ВОДА открыла сегодня вам немало своих секретов, потому что вы были внимательны, любознательны и помогали друг другу. Если у вас появятся свои интересные вопросы, обязательно запишите их, чтобы мы вместе подумали над ними. Это знакомое всем вам вещество таит в себе еще немало загадок, надо только поставить нужные вопросы, а ответы даст сама ВОДА. Спасибо за урок. Некоторые свойства воды на этом уроке мы не обсуждали. Дети только к концу урока пришли к обобщению о том, что ВОДА, как и другие физические тела должна расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Ничего не было сказано об агрегатных состояниях ВОДЫ. Я не считала необходимым вмешиваться в ход рассуждений детей, т.к. их исследовательская самостоятельность, на мой взгляд, была важнее, чем направленная учителем деятельность. Следующий урок мы начали с обсуждения ответов на вопросы, которые подготовили дети, использовав дополнительную литературу, а после этого удалось перейти к агрегатным состояниям воды.
|