I. Вступление - объявление темы урока
Ребята !
Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о парных согласных.
II. Чистописание
А чтобы всем нам оказаться в сказочной стране - нужно очень красиво и без ошибок написать эти строчки:
СС с ссс ссс
сказка сказочка сказочник
Сказка - мед, так и течет.
Как называются эти слова?
Что у них общего, что объединяет их? А как понять эту поговорку?
(Сказка как мед - сладкая , любимая, так и течет, как речка.)
Запишем, отмечая и проверяя орфограммы.
Дети записывают элементы чистописания и предложение.
III. Словарная работа
Все справились? Молодцы!
Я взмахнула волшебной палочкой и вот мы и в сказке.
На магнитную доску прикрепляется фигурка Красной Шапочки.
Жила-была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали ее Красной Шапочкой. Раз решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, что жила в домике на опушке леса.
Идет девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками лесными знакомится.
Словарь:
заяц медведь лисица сорока
Давайте познакомимся с ними тоже.
Читаем хором.
Запишем в тетрадь, ударение проставим, безударные гласные отметим.
Вспомним словарные слова, и дальше в путь!
IV. Повторение. Имена собственные.
Но свернула с тропинки Красная Шапочка и заблудилась. А на полянке указатель стоит! Чтобы понять куда идти девочке, давайте запишем эти словосочетания. Запишем и прокомментируем. (Назовем имена существительные, нарицательные и собственные.)
Вспомним и повторим правило о том, что имена собственные пишутся с большой буквы.
Записали, подчеркнули заглавную букву в именах собственных. Отлично!
Теперь-то Красная Шапочка знает дорогу, да и домик уже виден...
Но что это? (Упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне - `злой Волк`.)
Это проделки злого Волка! Что же будет?
V. Основная часть урока
Рядом с Красной Шапочкой на магнитную доску прикрепляется фигура выглядывающего из-под одеяла волка в кружевном чепце.
Зашла девочка в дом, а на постели `бабушка` лежит (подозрительная какая-то!)
`Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы?`- говорит басом.
А девочка ей в ответ: `Ш-ш-ш...`
Рядом с Красной Шапочкой и волком на магнитную доску прикрепляется фигурка пчелы.
А пчела мимо летит: `Ж-ж-ж...`
Чем-то похожи эти звуки!
Да это же парные согласные: их 6 пар они близняшки, (но один из них звонкий, а другой глухой). Живут они в этом домике.
Открывается доска. На доске аппликация:
В окошках домика - парные согласные - буквы-человечки.
Ниже таблица:
б | в | г | д | ж | з | звонкие: из голоса и шума | п | ф | к | т | ш | с | глухие : из шума. |
От удивления у Волка-бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб.
Но она нисколько не испугалась и мы тоже, и давайте запишем слова:
глаз (глаза) | нос (носы) | зуб (зубы) | лоб (лбы) |
А рядом запишем проверочные слова. Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.
В этой позиции парный согласный слышится четко!
А почему? Правильно - рядом с ним гласный звук!
Немного отдохнем - зарядка!
VI. Физкультминутка
Мы в сказку к Красной Шапочке
Собрались в дальний путь.
Летели, плыли, ехали -
Пора и отдохнуть!
А в сказке той увидим мы
И прудик и цветы.
Про парные согласные
Узнаем я и ты.
Нам в этой сказке встретятся
Сорока, заяц, еж...
Дорогу к милой бабушке
Для внучки ты найдешь.
Все любят сказки добрые -
Довольна детвора!
Скорее всем за дело,
Вновь в сказку нам пора!
Сели на места, ровно, спинки прямые.
VII. Закрепление
Красная Шапочка загадала волку-бабушке загадку:
На зеленой ножке
Выросли сережки. (ландыш)
Что это? Правильно.
Давайте запишем загадку и отгадку. А какие согласные здесь спрятаны? Парные.
ножка, сережка слышим [ ш ], а пишем [ ж ]
Вот какие опасные согласные, сколько с ними хлопот. Им нельзя доверять - надо их проверять! Ноженьки, сережечки.
Красная Шапочка говорит: `У домика парных согласных пруд.` А волк ей в ответ: `Да, прут, тоненький такой, березовый! Как шлепнешь им ....`
- `Да нет, же нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!`
- `Ничего не понимаю!` - сказал Волк.
А ты запиши вместе с нами:
пруд
прут
Мы отправились на пруд,
На тропе валялся прут.
Вот пруды, а это прутик,
И не путайте их люди!
Как же проверить нам их? Изменить слово! Подобрать родственное! И чтобы с парным согласным оказался гласный.
Запишите рядом проверочные слова из стихотворения. Вот так:
пруд - пруды
прут - прутик
`До чего же опасные эти парные согласные!` - волк почесал в раздумии в затылке и чепчик свалился.
Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил, он думал о парных согласных: `Вот растет гриб. Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадь, я запишу:
В чаще под березкой рос гриб.`
Помогите волку, ребята. Прокомментируем предложение, найдем все орфограммы.
А волк сомневается: `Гриб, гриб... А может грипп, кашель, насморк.`
`Нет, гриб. Докажи.`
Гриб - грибы, грибок.
Это волк изменил слово так, что рядом с парным согласным стоит гласный.
И согласный - не опасный!
`Я понял, понял,`- закричал Волк.
А вы, ребята? Сейчас проверим.
В лесу у прудика гуляли: еж, уж. В гнезде сидели чиж, стриж. А в норе - мышь. А у воды рос камыш. Запишем:
камыш -камыши
стриж -стрижи
еж - ежи
чиж - чижи
уж - ужи
мышь - мыши
Проверяйте! Рядом напишем проверочные слова.
VIII. Проверка знаний. Подведение итогов
Запомнили? Молодцы!
Волк тоже запомнил и рассказ сочинил: Запишем, ребята, рассказ Волка.
Ученики получают раздаточный материал. Текст с пропущенными парными согласными и стихотворение:
Солнечная пого_ка. Мы плывем на ло_ке к зеленому остро_ку. Под бере_ками и ду_ками прячутся гри_ки. Сла_кие яго_ки манят нас. Скорее на бере_!
А еще Волк стихотворение сочинил:
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные.
Звук нечетко слышится -
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный -
И согласный неопасный.
Это стихотворение Волк вам дарит на память , чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни. |