Обучение детей элементам народных ремесел в детском саду и начальной школе Программа ориентирует педагога на развитие художественно-творческих способностей детей в едином процессе ознакомления с элементами художественной культуры и эстетическими ценностями своего народа. Представляет единую систему непрерывного художественного воспитания и образования детей в возрасте от 2 до 10 лет. Преемственность между дошкольным и начальными звеньями образования понимается как двусторонний процесс, при котором на: дошкольной ступени образования формируются фундаментальные качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения в школе. Программа соответствует общеразвивающим системам интегрированного типа. Художественный труд детей рассматривается в ней как важнейшее средство воспитания, развития интеллекта и духовно-нравственной сферы личности. Обучение основывается на разработанных в отечественной педагогике и практике концепциях эстетического воспитания, в соответствии с которыми формирование художественного образа находится в неразрывном единстве с развитием представлении о родной природе, труде, быте, национально-художественных традициях народа. На дошкольном этапе обучения значительное внимание уделяется развитию:
наглядно-образного, пространственного, композиционного, колористического мышления; творческого воображения и творческих способностей, самостоятельности; мелкой моторики рук. Главная задача педагога детского сада, по мнению автора, состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию разнообразных поделок, которые затем могут использоваться как на занятиях, так и в творческих играх, оформлении театрализованных представлений, помещений дошкольного учреждения, дома и др. Программа строится по возрастному принципу, внутри каждой группы детского сада - по видам художественной деятельности. В качестве основных способов освоения действительности используются изобразительный, декоративный и конструктивный (изображение, конструирование, украшение), а в качестве основных видов художественной деятельности - рисование, лепка, аппликация, мозаика, конструирование и моделирование (из бумаги, строительного, природного материалов, готовых форм и др.). плетение, вышивание, работа с текстильными материалами и др. Многие занятия проводятся по методу интегрирования, что способствует решению комплекса дидактических, методических и воспитательных задач. Художественный труд широко интегрируется с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, природой, по развитию речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Основу содержания программы "Художественный труд" в детском саду составляет ознакомление детей с различными материалами и их свойствами (глина, пластилин, бумага, нитки, веревки, фольга и др.), а также с доступными видами их художественной обработки; знакомство с техниками выполнения заданий, в процессе которых дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира. В соответствии с педагогическими задачами дети творчески воспроизводят образцы, создают собственные поделки, обыгрывают их, переживая радость созидания. Содержание программы для каждой возрастной группы детского сада разделено по видам используемых материалов, выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса в соответствии с возрастными особенностями и по мере развития моторных умений у детей, а также степенью сложности обработки материалов. В программе содержатся общие указания по методике организации работы с детьми и классификация основных видов занятий по художественному труду. Показателями эффективной реализации содержания дошкольной составляющей программы являются высокий уровень общего развития ребенка, эстетическое восприятие произведений искусства, положительное отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой деятельности, овладение простейшими ручными операциями. Этот базис создает необходимые условия и предпосылки для дальнейшего развития творческого потенциала ребенка на более старших ступенях образования, а также для ознакомления с основами художественных ремесел и элементами дизайна в начальной и средней школе. Программа обеспечивается учебно-методическими пособиями, публикация которых поэтапно осуществляется издательством "ACT-ПРЕСС" В 2001 г. выпущено первое учебно-методическое пособие данной серии "Сказочные поделки для малышей" (авт. Н.А. Малышева). Готовятся к выпуску следующие два пособия автора "Волшебные поделки для малышей" (4-5 лет) и "Чудесные поделки для детей" (5-6 лет).
(М.: ACT-ПРЕСС, 2002) Автор: Н.А. Малышева |