ХОД УРОКА
Учитель. Сейчас мы будем читать стихотворение и, как обычно, задавать тексту вопросы, прогнозировать, проверять себя.
Учитель читает детям стихотворение:
Ревели моторы и шины шуршали:
Машины пожарные в гору бежали.
Дымилась дорога, горела гора,
Медвежья берлога и лисья нора.
Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко!
Сгорят исполины! Ну разве не жалко?
Искрится кустарник, ожогом грозя...
- Что вы думаете об этом пожаре?
Дети. Я думаю, что лето было сухим и жарким, и поэтому лес загорелся.
- А может быть, его подожгли браконьеры?
Учитель продолжает чтение стихотворения.
У. И старый пожарник промолвил:
- Друзья!
Бывал я недаром в дыму и огне,
Но с этим пожаром не справиться мне...
Какой вопрос вы хотите задать тексту?
Д. Почему с этим пожаром нельзя справиться?
У. Попробуйте ответить на этот вопрос.
Д. Видно, техника не может взобраться в гору, она несовременная.
- А может, машина сломалась или вода в ней закончилась?
- Нет, нет. Я догадался! Это осенний пожар. Листья горят, как пожар. Эти слова употреблены в переносном смысле.
У. Молодец! Давайте самостоятельно закончим это стихотворение. Только помним про рифму.
Д. Ни дым и ни пламя увидеть нельзя:
Сверкает пожаром листва сентября.
У. А теперь прочитаем, какой ответ дает автор.
Однако сюда мы спешили не зря -
Любуйтесь, ребята, огнем сентября.
(О. Сенатович)
Далее на уроке идет работа над произведением И.Соколова-Микитова "Лес осенью": краски, звуки, запахи осеннего леса; осеннее настроение. Домашнее задание - мини-сочинение "Осень".
Примеры домашних мини-сочинений, получившихся у детей.
ПАРУСИСТЫЕ КОРАБЛИКИ
Мала речка Усожа, но и она красива осенью. В сентябрьские дни я хожу любоваться разноцветными корабликами. Они прилетают сюда по воздуху. Желтые, красные лодочки плавно падают на воду и весело плывут с поднятыми парусами. Это раньше других спешат в свое первое путешествие кленовые листочки - самые парусистые кораблики. Какие у них узорчатые бортики! Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд.
ОСЕНЬ
Пришла осень. Позолотила она леса, кустарники. Старые тополя уже облетели. Начался листопад. Часто дует резкий, холодный ветер. Он несет по дорожкам парка груды желтых листьев, а у нас в саду еще ярким пламенем цветут настурции, как бы напоминая о солнечном лете. Уже улетели из садов грачи. Вчера они долго кружились над полями и холмами. Это грачи прощались с родными местами. Грустная и красивая пора - осень!
КУДА ЛЕТО ПРЯЧЕТСЯ?
Где лето прячется от нас, заставляя ждать себя почти год? Наверное, у него есть дом. Дом этот необычный. Это даже не один, а множество маленьких домиков, в которые лето прячет свои богатства. Это и почки деревьев, и теплые капли дождя. И корешки растений, и даже сами мы со своими воспоминаниями о теплых веселых летних днях. Пройдет немного времени, и проснется лето. Оно выйдет из своих домиков и будет радовать нас.
Учитель, обдумывающий работу по новой методике, всегда задается вопросом, который в образной форме звучит так: "А стоит ли овчинка выделки?" Может быть, диалог с текстом представляет лишь теоретический интерес? Тем более что на беседу с текстом, особенно в начале обучения, тратится много дорогого времени урока, потому что всем детям хочется высказать свои соображения.
С точки зрения "теории" диалог с текстом интересен и важен тем, что активизирует многие психические процессы, что, вероятно, должно положительно влиять не только на понимание текста, но и на общее развитие ребенка. А вот что думает об эффективности данного приема понимания текста практик - учитель начальных классов:
"Когда дети сами задают вопросы, ищут ответы, делают предположения и когда эти предположения совпадают с авторским текстом - это всегда положительные эмоции, удовлетворенность от процесса учения. А если своя версия интереснее - это буря эмоций, желание читать дальше. На уроке, даже не замечая этого, дети вступают в тесный контакт с произведением, получается живой разговор. После двух-трех месяцев обучения диалогу с текстом первоклассники начинают говорить громко, четко, ясно. Если на уроках математики и русского языка требуются более точные, четкие ответы, то на чтении принимается все - высказанное предположение, вопрос, ответ. Никто не боится высказать свою версию. Дети полюбили читать, они не боятся, что читают медленнее" (из выступления на методическом семинаре учителя школы ? 57 г. Курска Т.Г. Семеновой).
На языке теории в данном случае можно говорить о формировании учебной мотивации, снятии коммуникативных барьеров и ситуативной тревожности, развитии познавательных и эмоциональных процессов и т.д. Но важно другое: и учителя, и его учеников урок литературного чтения заряжает энергией, вдохновляет, дает радость сомыслия, сочувствования, сотрудничества.
Фатежская школа N 2 Курской области. Учитель: Л.Б. Колычева |