Цели: Игра "Теремок" направлена на прояснение и построение межличностных отношений между детьми. В ходе игры могут быть решены следующие задачи.
1. Диагностическая. Игра построена таким образом, что и взрослые, и сами ученики могут увидеть существующие между ними отношения.
2. Конструирующая. В игровой ситуации участники могут смоделировать тот тип отношений, который в наибольшей степени отвечает их актуальному запросу.
3. Рефлексивная. Участники игры имеют возможность осмыслить свои взаимоотношения, нормы и правила, выразить собственное отношение к сложившейся в классе ситуации.
4. Развивающая. В ходе игры происходит развитие коммуникативных, рефлексивных умений детей, их личностное развитие. Возникают и реальные возможности для формирования коллектива (если дети к этому готовы).
ХОД ИГРЫ
По своей сути "Теремок" - сложная психодраматическая игра, так как она предполагает свободное развитие сюжета в соответствии с игровыми поступками участников. В основе сюжета - хорошо знакомая Вам русская народная сказка "Теремок".
Игра может проходить в актовом или спортивном зале, а также в учебном кабинете при условии, что в нем можно произвести определенную перестановку. Нужно освободить значительное пространство в центре и у доски, стулья по числу участников расположить у стены полукругом (как в театре). Хорошо, если на полу можно расстелить ковер: многие этапы игры легче проводить, усаживая детей на пол.
Перед началом действия ведущий просит всех учащихся и учителей сесть в "зрительный зал".
Ведущий. Сейчас мы разыграем сказку "Теремок". Вы станете актерами постепенно. В определенный момент вы все окажетесь "на сцене". Пока же вы в "зрительном зале", ведите себя как воспитанные зрители: внимательно следите за действием, постарайтесь ничего не пропустить. Иначе, когда подойдет время входить в роль, вы можете оказаться не готовы!
Ведущий заранее (после консультаций с учителем) распределяет детей по ролевым группам. Всего в спектакле может быть задействовано 4-5 ролевых групп: например мышки-норушки, зайчики, ежи, лисы и группа каких-нибудь экзотических животных - кенгуру, страусов и проч. Количество детей в группе зависит от того, сколько всего учеников в классе. Эта игра была создана для небольшого по численности класса. Видимо, для проведения в многочисленной детской группе она потребует определенных изменений.
В начале игры дети ничего не знают о том, кто из них в какую группу входит. Ведущий начинает читать вводный текст сказки
Ведущий. Стоял в лесу теремок. Никто в нем не жил. Однажды пробегали мимо теремка мышки-норушки. Они искали себе домик... и т.д.
Ведущий объявляет, кто из учеников играет роль мышек. Мышкам предлагается выйти на сцену (в центр комнаты) и представить себе, что они вошли в теремок.
Ведущий. Вы можете сейчас обустроить этот дом так, как вам хочется. Самое главное: вы должны решить, по каким правилам будете все вместе жить в этом домике, и обозначить на плане места своих личных комнат в теремке.
Ведущий показывает детям нарисованный на доске большой квадрат. Внутри квадрата, в одном из углов, огорожено линией некоторое пространство. Больше там нет никаких линий и рисунков. Ведущий предлагает каждой мышке отметить на плане место своей комнаты (нарисовать кружок) и внутри него написать свое имя. Два условия: мышкам нужно согласовать друг с другом размер и расположение своих комнат, а также нельзя использовать огороженное пространство (это комната для гостей).
После того как план комнат будет создан, мышкам выдается два листа бумаги. На одном написано: "У нас принято", на другом: "У нас нельзя". Детям предлагается на каждом листе написать по три пункта правил.
Пока мышки работают, ведущий занимает зрителей. Это могут быть загадки, мини-соревнования. Можно перечислить тех детей, кто будет играть в спектакле группу ежей (или любых следующих персонажей сказки), и вместе со всеми обсудить образ жизни ежей.
|