Черномор садится на скамеечку под дубом. Входит Царица, переодетая старушкой, с яблоком. Кот: Ой, бабушка пришла, яблочком угощает. А яблочко румяное, наливное. Спасибо, бабушка! Царица: На здоровье, касатик! Кот: Ребята, можно я съем это яблоко? (Нет.) Царица: Почему это нет? (Отравленное.) А откуда вы знаете? ("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".) Может, я кого-то им уже угощала? (Царевну.) Кот: Мурр-мяу! Спасибо за угощение! Ну и компания подбирается - черти да бандиты, кроме старика-рыбака, разумеется. Нет ли среди гостей людей поприличнее? Под музыку темы Звездочета из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Золотой петушок" входит Звездочет. Мудрец-звездочет: Здравствуйте, дети! Знаете ли вы меня, из какой я сказки? (Ответы зрителей.) А скажите мне, что кричал царю Дадону золотой петушок во время опасности? ("Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!".) Ребята, а что мне пообещал царь Дадон и не выполнил? ("За такое одолженье, - говорит он в восхищенье, - волю первую твою я (царь Дадон) исполню, как свою", но Шамаханскую царицу не подарил.) А какими словами заканчивается моя сказка? ("Сказка ложь, да в ней намек/Добрым молодцам урок".) Старуха (за дверью или за декорациями): Дурачина ты, простофиля! Мудрец-звездочет (обиженно): Это обо мне? Да я умнее всех в сказках! Садится на скамейку у дуба. Старик (крестясь): Свят, свят, свят, свят... Кот: Мурр-мяу! Ребята, кто там идет? (Ответы детей.) Входит старуха с корытом. Старуха: Да, это я. Угадали. Задам вам трудный вопрос - как начинается моя сказка? ("Жил старик со своею старухой у самого синего моря". При вероятном варианте ответа "Жили-были старик со старухой у самого синего моря". Кот импровизирует: "Жили-были дед да баба, ели кашу с молоком", "Жили-были старик со старухой, не было у них детей, слепили они Снегурочку ", "Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба", поет: "У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе". При затруднении зрителей сам подсказывает правильный ответ.) А как сказка заканчивается? ("На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто".) Верно, ребята. Нескромно я себя вела, теперь так и хожу с корытом. Садится рядом со стариком. Кот: Мурр-мяу! Ребята, не терпится мне пойти направо, только что я при этом должен делать? ("Идет направо - песнь заводит".) Правильно! Давайте отгадывать музыкальные загадки. Ведь по сказкам Пушкина написаны оперы. Может, кто-то уже слушал их целиком, а кто-то знаком с ними по фрагментам с уроков музыки. Внимание! Сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте угадать сказку. Звучит фрагмент из оперы "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" - тема "Белка". Кот: Мурр-мяу! Молодцы, правильно угадали. (Достает из приготовленной корзины игрушечную белку.) А кто композитор этой оперы? (Римский-Корсаков.) Давайте вспомним, как Пушкин описал белочку: Белка там живет ручная, Зрители продолжают декламировать сами. Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд; Вот что чудом-то зовут... Князь для белочки потом Выстроил хрустальный дом. Караул к нему приставил И притом дьяка заставил Строгий счет орехам весть: Князю прибыль - белке честь. Звучит фрагмент той же оперы "Полет шмеля". Кот: Мурр-мяу! Молодцы, верно угадали. (Достает из корзины шмеля.) Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал; Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корму - и в щель забился. Для учащихся 5-8-х классов предлагаются также музыкальные фрагменты из увертюры к опере "Руслан и Людмила" М.И. Глинки и марш царя Дадона из оперы "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова. В ходе викторины Кот раздает участникам за правильные ответы цветные бумажные жетоны, по количеству которых определяется победитель. В случае равенства призовых очков у двух и более участников между ними проводятся дополнительные конкурсы.
|