Сцена оформлена в виде горницы, в которой собрались на посиделки. На сцену выходят ведущие. Первый. Добрый день, дорогие сельчане и гости нашего праздника. Второй. Добро пожаловать на наш праздник! Первый. А праздник наш необычный: он посвящён народным умельцам. Тем, кто своими руками творит чудеса. Второй. К таким чудесам относятся: вязание, вышивка, плетение, ткацкое мастерство и многое другое. Первый. С некоторыми из них мы познакомим вас сегодня. Расскажем о том, что мы узнали о народном творчестве в ходе подготовки праздника. Второй. Прежде чем начать праздник, предлагаем вам два конкурсных задания. Приглашаем всех гостей принять участие в этих конкурсах. Первый. Первое задание - на листе бумаги написать названия всех народных ремёсел, которые вы знаете. Второе задание: на этом столе лежат предметы народного быта. Вы должны сказать их название и определить назначение. Второй. А теперь приглашаем всех в горницу. Открывается занавес. Участники посиделок поют песню "В низенькой светёлке". Первый. В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували. Второй. Недаром русская пословица гласит: "Ремесло не коромысло - плеч не тянет, а само прокормит". В разговор вмешивается пряха восьмидесятилетняя Боброва Ольга Васильевна. "Сущую правду говорите! С десяти лет пряду, в двенадцать за станок села, с каких лет вязать стала уже и не помню. Денег не было, в магазин не ходили, сами себя одевали и обували". Первый. Спасибо, Ольга Васильевна, за то, что пришли к нам в гости. Мы рады познакомиться с такой мастерицей, как Вы. А вначале дадим слово ученикам 10 класса. Они узнали много интересного об этом народном ремесле. Информация, подготовленная 10 классом. Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением крайнего севера, где носили меховые одежды. Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретёна для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня. В XV веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу. С XVIII века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки. Но в нашей местности до сих пор отдаётся предпочтение обыкновенной, изготовленной своими руками прялке. Уважаемая Ольга Васильевна, расскажите, откуда у Вас эта прялка? И покажите, как Вы на ней работаете. Боброва рассказывает и прядёт. Первый. Спасибо, Ольга Васильевна, за Ваш рассказ и за Вашу работу. Но на посиделках не только работали, но и играли. Ребята разучили одну из таких игр и предлагают её вашему вниманию. Игра "Прялица" (Ходят по кругу и поют) Прялица, кормилица моя. С горя выброшу на улицу тебя. Стану прясть и попрядывать, На беседушку поглядывать. По беседы нет весельица, Моя милая не сердится. Моя милая по дорожке шла, Черноброва барабан нашла, Она била, барабанила, Из-за лесу парня манила, Из-за лесу, лесу тёмненька. Во время песни в кругу парень и девушка вертятся в одну, потом в другую сторону, целуются и уступают место другой паре. Второй. Ольга Васильевна, спасибо вам за многолетний труд. Первый. В знак благодарности мы хотим подарить Вам песню. Ребята поют песню "Дуня-тонкопряха". Второй. Наша пряха поработала на славу. Нитки у нас теперь есть. Первый. А что делают из ниток? Второй. Вяжут и ткут. Первый. А о каком именно ремесле сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку: Две весёлые сестрицы - На все руки мастерицы: Сделают из ниточки Носки и рукавичечки. Конечно, речь пойдёт о вязании. Когда появилось искусство вязания - точно неизвестно. Овцы были одомашнены ещё за 9000 лет до н.э. У нас в России эти животные, а вместе с ними и искусство вязания появились в конце XVIII века.
|