Тема. "К.Д. Бальмонт. Стихотворение "Осень"". Цели. Совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения; учить выразительному чтению; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову; воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение; формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы. Оборудование. Учебник "Родная речь", 2 кн., I ч. (сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет К.Д. Бальмонта; картины осенней природы, рисунки детей; грамзапись П.И. Чайковского "Времена года" - "Октябрь". Осенняя песнь; журнал "Начальная школа" ? 6, 1997; Серебряный век: Поэзия. (Школа классики). - М.: АСТ, Олимп, 1997; Бальмонт К. Избранное. Стихотворения, переводы, статьи. - М.: Правда, 1991; Русские писатели: Библиографический словарь в 2 ч. Ч I. А-Л (Просвещение, 1990); В.Даль. Толковый словарь.
ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Речевая разминка На доске: Под ногами в листопад Листья желтые шуршат. Учитель. Что написано на доске? Дети. Скороговорка. У. Прочитайте ее выразительно. Дети читают. - О чем эта скороговорка? Д. О листопаде. - Об осени. У. Какие слова опорные? Д. Листья, листопад. Учитель подчеркивает на доске опорные слова. У. Произнесем скороговорку с радостной интонацией: а теперь с грустной. Дети выполняют задание. III. Проверка домашнего задания Дети читают наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова "Осень" (четыре-пять учеников) и анализируют чтение своих одноклассников. IV. Постановка темы урока У. Ребята, сегодня мы продолжим читать стихотворения об осени и познакомимся со стихотворением Константина Дмитриевича Бальмонта "Осень". На доске: К.Д. Бальмонт (1867-1942). "Поэт с утренней душой". (А. Блок) Учитель читает эпиграф к уроку. - Ребята, сейчас я вам расскажу о поэте Бальмонте и о том, почему Александр Блок назвал его "поэтом с утренней душой". V. Рассказ учителя о поэте У. Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная и редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта. Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны. Для своей дочери Нины поэт написал замечательные "Фейные сказки". Это настоящие детские стихи. В них среди "мошек и блошек", пьющих "капельки с ромашек", живет нежная фея, "занятая своим делом". Она проверяет росинки, разрешает споры, ведет муравьиную войну. Послушайте отрывок из его стихотворения "Наряды Феи". Подготовленные ученики читают стихотворение К.Бальмонта из сборника "Фейные сказки". - В детских песенках Бальмонта можно найти героев русских народных сказок, песен, прибауток: серенького козлика, русалку, БабуЯгу, Кощея. Я был в избушке на курьих ножках. Там все как прежде: сидит Яга - Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга. Замечательные картины русской природы можно увидеть в стихах Бальмонта "Береза родная, со стволом серебристым...". Стихотворение Бальмонта "Росинка" читает подготовленный ученик. VI. Знакомство со стихотворением У. А сейчас я вам прочитаю стихотворение К.Бальмонта "Осень". Стихотворение Бальмонта "Осень" учитель читает под музыку П.И. Чайковского "Октябрь. Осенняя пора". - Понравилось ли вам это стихотворение? Что особенно понравилось? Выслушиваются ответы детей. - Какие картины осени рисует нам автор? Дети находят нужные строки в тексте. - Какой литературный прием он использует? Д. Метафоры: "Солнце реже смеется", "Осень проснется и заплачет". У. Найдите в словаре Даля объяснение слова "благовонье". Д. Благовонье - приятный запах. У. Это слово старое (архаизм) и сейчас уже не употребляется. VII. Работа над выразительным чтением стихотворения У. Возьмите в руки карандаш, составим "партитуру" стихотворения. Определите и подчеркните опорные слова, обозначьте паузы (II - долгая, I - короткая), повышение голоса (-), понижение голоса (?), выберите темп чтения. Дети выполняют задание в учебнике карандашом. - А теперь построчно прочитаем стихотворение. Учитель ведет за собой. Он читает одну строку, а дети - другую с учетом пауз и интонаций. - Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осень? Выслушиваются предложения детей. - Вы достаточно хорошо подготовились к выразительному чтению. Послушаем, что у вас получится. Прослушивается выразительное чтение стихотворения тремя-четырьмя учениками, анализируется их выразительное чтение. VIII. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера) У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами. "Рождается одна строка, за ней встает другая..." Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза, представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: "Листья падают в лесу..." Учитель пишет строчку на доске. - Давайте подберем рифму к слову. Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу. У. Появляется строчка: "Я домой их принесу". Продолжаем придумывать другие строчки. Д. "Прячут рыжую лису". - "Вижу рыжую лису" и т.д. Учитель помогает дальше. У. "А когда зима завьюжит..." Опять подбираем рифму и сочиняем строчки. Образец стихотворения, составленного детьми: Листья падают в лесу. Я домой их принесу. А когда зима завьюжит И метелями закружит, Я дворец зимы разрушу - Листья мне согреют душу. IХ. Подведение итогов урока У. С произведением какого поэта вы познакомились сегодня? Что вы о нем узнали? Понравилось ли вам его стихотворение? Почему? Научились ли вы читать его выразительно? Что больше всего понравилось на уроке? Ответы детей. Х. Домашнее задание У. Выучите стихотворение К.Бальмонта "Осень" и попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.
Светлана ВОЛЧКОВА, с. Сосновка, Пензенская обл. |