Образование в РоссииДошкольное образованиеШкольное образованиеПрофессионально-техническоеВысшее образованиеНаучно-исследовательская деятельностьПовышение квалификацииОбучение Internet
 
Новости
Каталог школ
Каталог сотрудников
Документы
Учителю
Первокласснику
Ученику
Родителям
Образование за рубежом
Рефераты
Литература
Пресса
Отрывки из сочинений
Гостевая книга
Наши партнеры
Ссылки
 
Каталог классов и групп
Одноклассники
 
Свежие новости
Конструктор для ваших сайтов
Бесплатный хостинг
Служба рассылки
Игровой сервер
Бесплатно скачать mp3
Открытки для влюбленныз
Социологические опросы
Лучшие Тесты
Какой у тебя характер?
IQ
Психологический возраст
Любит - не любит
Кого назначит вам судьба?
Ждет ли вас успех?
Какому типу мужчин вы нравитесь?
Посмотрите на себя со стороны
Какая работа для вас предпочтительнее?
Есть ли у тебя шестое чувство?

Поиск по сайту
 статью
 учреждение
 сотрудника
 

"Осень проснется и заплачет...". 3-й класс (1-4)
<<назад

Тема. "К.Д. Бальмонт. Стихотворение "Осень"".

Цели. Совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения; учить выразительному чтению; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову; воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение; формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы.

Оборудование. Учебник "Родная речь", 2 кн., I ч. (сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет К.Д. Бальмонта; картины осенней природы, рисунки детей; грамзапись П.И. Чайковского "Времена года" - "Октябрь". Осенняя песнь; журнал "Начальная школа" ? 6, 1997; Серебряный век: Поэзия. (Школа классики). - М.: АСТ, Олимп, 1997; Бальмонт К. Избранное. Стихотворения, переводы, статьи. - М.: Правда, 1991; Русские писатели: Библиографический словарь в 2 ч. Ч I. А-Л (Просвещение, 1990); В.Даль. Толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент
II. Речевая разминка


На доске:
Под ногами в листопад
Листья желтые шуршат.

Учитель. Что написано на доске?

Дети. Скороговорка.

У. Прочитайте ее выразительно.

Дети читают.

- О чем эта скороговорка?

Д. О листопаде.
- Об осени.

У. Какие слова опорные?

Д. Листья, листопад.

Учитель подчеркивает на доске опорные слова.

У. Произнесем скороговорку с радостной интонацией: а теперь с грустной.

Дети выполняют задание.

III. Проверка домашнего задания
Дети читают наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова "Осень" (четыре-пять учеников) и анализируют чтение своих одноклассников.

IV. Постановка темы урока
У. Ребята, сегодня мы продолжим читать стихотворения об осени и познакомимся со стихотворением Константина Дмитриевича Бальмонта "Осень".

На доске:

К.Д. Бальмонт (1867-1942).
"Поэт с утренней душой".
(А. Блок)


Учитель читает эпиграф к уроку.

- Ребята, сейчас я вам расскажу о поэте Бальмонте и о том, почему Александр Блок назвал его "поэтом с утренней душой".

V. Рассказ учителя о поэте

У. Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная и редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны.
Для своей дочери Нины поэт написал замечательные "Фейные сказки". Это настоящие детские стихи. В них среди "мошек и блошек", пьющих "капельки с ромашек", живет нежная фея, "занятая своим делом". Она проверяет росинки, разрешает споры, ведет муравьиную войну.
Послушайте отрывок из его стихотворения "Наряды Феи".

Подготовленные ученики читают стихотворение К.Бальмонта из сборника "Фейные сказки".

- В детских песенках Бальмонта можно найти героев русских народных сказок, песен, прибауток: серенького козлика, русалку, БабуЯгу, Кощея.

Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде: сидит Яга -
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Замечательные картины русской природы можно увидеть в стихах Бальмонта "Береза родная, со стволом серебристым...".

Стихотворение Бальмонта "Росинка" читает подготовленный ученик.

VI. Знакомство со стихотворением
У. А сейчас я вам прочитаю стихотворение К.Бальмонта "Осень".

Стихотворение Бальмонта "Осень" учитель читает под музыку П.И. Чайковского "Октябрь. Осенняя пора".

- Понравилось ли вам это стихотворение? Что особенно понравилось?

Выслушиваются ответы детей.

- Какие картины осени рисует нам автор?

Дети находят нужные строки в тексте.

- Какой литературный прием он использует?

Д. Метафоры: "Солнце реже смеется", "Осень проснется и заплачет".

У. Найдите в словаре Даля объяснение слова "благовонье".

Д. Благовонье - приятный запах.

У. Это слово старое (архаизм) и сейчас уже не употребляется.

VII. Работа над выразительным чтением стихотворения
У. Возьмите в руки карандаш, составим "партитуру" стихотворения.
Определите и подчеркните опорные слова, обозначьте паузы (II - долгая, I - короткая), повышение голоса (-), понижение голоса (?), выберите темп чтения.

Дети выполняют задание в учебнике карандашом.

- А теперь построчно прочитаем стихотворение.

Учитель ведет за собой. Он читает одну строку, а дети - другую с учетом пауз и интонаций.

- Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осень?

Выслушиваются предложения детей.

- Вы достаточно хорошо подготовились к выразительному чтению. Послушаем, что у вас получится.

Прослушивается выразительное чтение стихотворения тремя-четырьмя учениками, анализируется их выразительное чтение.

VIII. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)
У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

"Рождается одна строка, за ней встает другая..."

Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза, представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: "Листья падают в лесу..."

Учитель пишет строчку на доске.

- Давайте подберем рифму к слову.

Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.

У. Появляется строчка: "Я домой их принесу".

Продолжаем придумывать другие строчки.

Д. "Прячут рыжую лису".
- "Вижу рыжую лису" и т.д.

Учитель помогает дальше.

У. "А когда зима завьюжит..."
Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

Образец стихотворения, составленного детьми:

Листья падают в лесу.
Я домой их принесу.
А когда зима завьюжит
И метелями закружит,
Я дворец зимы разрушу -
Листья мне согреют душу.

IХ. Подведение итогов урока
У. С произведением какого поэта вы познакомились сегодня? Что вы о нем узнали? Понравилось ли вам его стихотворение? Почему? Научились ли вы читать его выразительно? Что больше всего понравилось на уроке?

Ответы детей.

Х. Домашнее задание
У. Выучите стихотворение К.Бальмонта "Осень" и попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.

Светлана ВОЛЧКОВА, с. Сосновка, Пензенская обл.

 
  Copyright © RIN 2002-.
  * edu@rin.ru