Д. Морковь.
У. Тертую морковь прикладывают к воспаленным участкам кожи, гнойным ранам, ожогам. Полезно есть сырую морковь для улучшения состава крови.
Д. Лук.
У. Сок лука применяется для полоскания горла во время ангины; по 1 столовой ложке 4-5 раз в день. При кашле, бронхите, коклюше варят в воде лук с сахаром и медом в течение 3 часов. Принимают по столовой ложке 4-6 раз в день.
Д. Картофель.
У. Сок свежего картофеля пьют по 1/4 стакана при головных болях. При простуде делают ингаляции паром над кастрюлей с картофелем, сваренным "в мундире".
Д. Чеснок.
У. При гриппе ежедневно надо съедать по 2-3 зубчика чеснока. При коклюше 5 зубчиков порезать на кусочки, истолочь, прокипятить в стакане молока. Применять по 3 столовые ложки несколько раз в день. Используют настой чеснока при насморках и гриппе. Вот как его делают: 1 чайная ложка протертого или мелко нарубленного чеснока на 30-50 мл кипяченой воды. Настаивают
2 часа. Капают по 2-3 капли в нос. Настой меняют каждые 2 дня. Полезно дышать чесноком при различных вирусных инфекциях: ребенку дают нюхать мелко истолченный чеснок 6-8 раз в день.
Д. Свекла.
У. Сок свеклы закапывают в нос при насморке. Расскажите, если вы знаете, чем еще можно лечиться?
Д. Медом.
У. Мед очень полезен. В качестве лекарственного препарата он широко используется в смесях с другими продуктами. Так, например, медово-малиновая вода (при простуде): 2 столовые ложки высушенных ягод малины на стакан кипятка, настаивают 15 минут, процеживают, добавляют в настой 2 столовые ложки меда. Или медово-лимонная кашка (при лечении заболеваний горла): 100 г меда смешивают с размельченным лимоном или соком 1 лимона. Пьют небольшими дозами между едой.
Можно привести еще много примеров использования меда, фруктов и овощей. А на "закуску" хочу дать вам рецепт вкусного лекарства от кашля.
В столовую ложку сахарного песка наливают несколько капель воды и прямо в ложке прокаливают на открытом пламени газовой горелки. Полученный коричневый сахар сосут маленькими кусочками. Только это лекарство надо готовить взрослым, чтобы не случилось никаких неприятностей с огнем.
IХ. Закрепление пройденного
У. А теперь вспомним "лекарства с грядки". Для этого разгадайте кроссворд.
Вопросы
По горизонтали
4. Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
5. Я вырос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу.
6. Над землей трава, под землей алая голова.
По вертикали
1. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи.
2. Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.
3. Маленький, горький, луку брат.
Ответы
По горизонтали: 4. Картофель. 5. Лук. 6. Свекла.
По вертикали: 1. Капуста. 2. Морковь. 3. Чеснок.
Х. Итог урока
У. Мы совершили небольшое путешествие в историю развития аптекарского искусства. Что вам больше всего понравилось?
Выслушиваются ответы детей.
- Как вы думаете, что легче: лечиться или предупреждать заболевание?
Д. Предупреждать.
У. Вспомните, что для этого надо делать?
Д. Закаляться, принимать витамины, правильно одеваться, делать прививки, при общении с больным пользоваться марлевой повязкой...
У. Молодцы! Вы хорошо сегодня работали.
ХI. Домашнее задание
У. Узнайте у родителей рецепты лечения простудных заболеваний. Подберите пословицы о "лекарствах с грядки".
Нина ТИХОМИРОВА, педагогический колледж N 12, г. Москва
|