Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства. Естественно-научное образование как составная часть общего основного и среднего образования вносит свой вклад в достижение общей цели деятельности школы, обеспечивая усвоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие их мыслительных и творческих способностей, вырабатывая научное мировоззрение. Формирование естественно-научной картины мира достигается при условии, что изучение естественно-научных дисциплин является прежде всего средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение её интеллектуальных возможностей, знакомство с той частью человеческой культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации. В процессе преподавания естественно-научных дисциплин не нужно забывать, что каждая из них является только частью знаний человека о природе, что научные идеи - одна из составляющих человеческой культуры, и что, познав законы природы, можно многое создать, но и многое уничтожить, в том числе и жизнь на Земле. Гуманистический и экологический аспекты должны стать неотъемлемыми составляющими естественно-научного образования в школе и найти отражение в его целях и содержании. Исходя из сказанного, цели естественно-научного образования могут быть сформулированы следующим образом: формирование всесторонне развитой личности; развитие личностных качеств, способствующих обеспечению самоопределения личности, созданию условий для её самореализации, готовности к совершенствованию, продолжению образования, развитию гражданского общества, укреплению и совершенствованию правового государства; усвоение основ учебных дисциплин образовательной области "естествознание" школьной образовательной программы; изучение основных составляющих естественно-научной картины мира; изучение прикладного компонента естественных наук, обеспечивающего подготовку учащихся к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире; усвоение основных представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей; формирование и развитие познавательных способностей у школьников. Достижение этих целей должно осуществляться с учётом возрастных особенностей школьников. Каждая из сформулированных целей раскрывается и детализируется на последующих этапах разработки нормативной и учебно-методической документации.
|