При 12-летнем обучении на реализацию программы начального общего образования отводится 4 года, на получение основного общего образования - 6 лет, на получение среднего (полного) общего образования - 2 года. Структура образовательной области "естествознание" в школе должна соответствовать структуре общего образования. Учитывая возрастные особенности школьников, основные педагогические закономерности процесса обучения, исторические традиции российской школы, принципы естественно-научного образования, изучение естественно-научных дисциплин в 12-летней школе предлагается проводить на трёх этапах обучения. На первом этапе, пропедевтическом, в начальной школе школьники знакомятся с основными явлениями окружающего мира, изучая курс "Окружающий мир". Затем, в первых двух классах основной школы (в 5-6 классах), продолжается их знакомство с основными естественно-научными явлениями природы и такими элементарными приёмами научного метода исследования, как наблюдения, описание увиденного, выполнение измерений, выявление закономерностей, проведение эксперимента и предсказание его результатов. Достижение поставленных целей возможно как в рамках интегрированного курса "Естествознание", так и с помощью курсов, предусматривающих предварительную предметную специализацию по физике, химии или биологии, когда начальные научные приёмы и навыки формируются у школьников на примере конкретной науки. На втором этапе в 7-10 классе основной школы изучаются систематические курсы физики, химии, биологии, обязательные для всех учащихся. На третьем этапе, в средней школе, в 11 и 12 классах изучаются дифференцированные курсы физики, химии, биологии, экологии, астрономии в зависимости от профиля образования, гуманитарного, общеобразовательного, естественно-научного, выбранного учащимися и их родителями. Предлагается следующее распределение учебных часов по годам обучения: 1. "Окружающий мир": I - IV (2-2-2-2)/ (62 -62 -62- 62); 2. "Естествознание" : V - VI (2 -2 )/ (68 -68); 3. "Физика": VII - X (2 -2 - 3 -3 )/ (68 -68 - 102 - 102 ) "Химия": VIII - X (2 -2 - 2 -2 )/ (68 - 68 - 68 ) "Биология": VII - X (2 -2 - 2 -2 )/ (68 -68 - 68 - 68 ) Гуманитарный профиль: 4. "Физика": XI - XII (2 - 2)/ (68 - 68); "Химия": XI - ХП (2 - 2)/ (68 - 68); "Биология": XI - ХП (2 -1)1 (68 - 68); Общеобразовательный профиль: " Физика": XI - ХП (4 -4 )/ (136 -136); "Химия": XI - ХП (4 -4)/ (136 -136); "Биология": XI - XII (4 -4)/ (136 -136); Естественно-научный профиль: " Физика": XI - ХП (6 - 6)/ (204 - 204). "Химия": XI - ХП (6 - 6)/ (204 - 204). "Биология": XI - XII (6 - 6)/ (204 - 204). "Экология": XI - ХП (2 - 2 )/ (68 -68); Изучение физической географии обеспечивается в рамках учебный дисциплины "география", входящей в социально-экономическую образовательную область, а изучение астрономии и экологии предполагается проводить за счёт регионального или школьного компонента учебного плана. Предлагаемая структура изучения естественно-научных дисциплин максимальным образом обеспечивает методическую преемственность процесса их преподавания в школах России, уменьшает перегрузку учащихся в основной школе, удовлетворяет принципам целостности и системности естественно-научного образования. |