Цели образования во многом определяют его содержание. В соответствии с Законом содержание образования должно обеспечивать: формирование у обучаемого адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в системы мировой и национальных культур; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. В соответствии с принципом непрерывности естественно-научного образования изучение естественно-научных дисциплин в 12-летней школе осуществляется на протяжении всех 12 лет обучения в виде трёх концентров: пропедевтическом, в начальной и в основной школах, систематическом, в основной школе, дифференцированном, в средней школе, причём в средней школе их изучение проводится с учётом индивидуальных интересов учащихся. На пропедевтическом этапе с учётом особенностей познавательной деятельности детей и подростков реализуются идеи интеграции при изучении курсов "Окружающий мир" и "Естествознание". У учащихся начинает формироваться понятие целостного мира, представление о разных по масштабу природных системах: от атомов до планет, от клетки до биосистемы, от местности до географической оболочки. Они начинают понимать роль человека как обитателя планеты Земля. Знакомясь с объектами природы, учащиеся приобретают понятия о методах познания мира, совершенствуя как общеучебные, так и интеллектуальные умения. На этом этапе воспитывается интерес к естественно-научным знаниям, закладываются элементы экологической культуры, приобретаются гигиенические знания. Подготовка учащихся на первом этапе служит надёжной базой и основой мотивации для осознанного восприятия систематических курсов на втором этапе обучения в основной школе. Учитывая, что учащиеся, закончившие основную школу, могут в дальнейшем не изучать естественно-научные дисциплины, учебные курсы этих дисциплин в основной школе должны быть относительно завершёнными, обеспечивая базовое образование по предмету. Отсюда следует, что содержание курсов естественно-научных дисциплин для основной школы должно в доступной для учащихся форме отражать все основные разделы современной науки. При этом большое внимание должно быть обращено на методологическую роль науки, на изучение основ научного метода исследования окружающего мира, выявление роли человека в процессе познания природы, на гуманитарную роль естественных наук, достижения которых используются человеком для познания и такого экологически обоснованного преобразования окружающего мира, при котором не разрушаются природные системы, не наносится вред человеку, сохраняется органический мир во всём его разнообразии, создаются условия для неограниченно долгого природопользования. При изучении физики, химии, биологии или экологии, как и любой другой науки, нужно постоянно обращать внимание на гуманную роль науки. Нужно помнить, что наука, так же как и искусство, - важнейшая составляющая культуры человечества и не может применяться против человека, служить средством его угнетения или порабощения. В процессе изучения учебных дисциплин естественно-научной образовательной области следует подчёркивать мировоззренческую роль естественных наук в развитии человеческой культуры. С помощью естественных наук человек строит картины мира, помогающие ему оптимальным способом ориентироваться в этом мире. Содержание курсов естественно-научных дисциплин в средней школе зависит от выбранного направления образования. Предлагается при дифференцированном обучении в средней школе рассматривать три уровня содержания естественно-научного образования: уровень "А", уровень "Б" и уровень "В". Вариативность среднего образования может осуществляться в зависимости от конкретных условий методом дифференцирования содержания образования или методом дифференцирования требований, предъявляемых к учащимся. Изучение естественно-научных дисциплин в 11, 12 классах с гуманитарным профилем обучения (уровень "А") осуществляется с целью формирования естественно-научной картины мира, используя научный метод познания окружающего мира. Под естественно-научной картиной мира понимается целостный образ окружающего мира, осознаваемый человеком в виде совокупности определённых наиболее существенных признаков - атрибутов, образующих базис знаний о естественно-научной картине мира. Изучение естественно-научных дисциплин в 11, 12 классах с общеобразовательным профилем обучения (уровень "Б") осуществляется с целью подготовки школьников к выполнению ориентировочной, конструктивной деятельности в условиях стремительно меняющегося внешнего мира. Изучение естественно-научных дисциплин в 11, 12 классах с естественно-научным профилем обучения (уровень "В") осуществляется с целью подготовки определённым образом мотивированных школьников и одарённых детей к профессиональной научной деятельности в конкретной научной области. |